Рэкамендацыі педагогам

Рэкамендацыі

Поведенческие индикаторы, свидетельствующие о возможном сексуальном насилии у детей дошкольного и младшего школьного возраста 

  • наличие особенных сексуальных знаний, не характерных для данного возраста;
  • ярко выраженные сексуальные игры;
  • голые люди в рисунках, рассказы типа «Ночью ко мне приходит чудовище, до меня дотрагивается», «Я видел, как у дяди лилось молоко» и т.д.;
  • спонтанные, неожиданные сексуальные выражения отношений или поведения;
  • чрезмерная стимуляция гениталий;
  • имитация полового акта  с другими детьми;
  • сексуальный интерес к животным;
  • сексуализированные  поцелуи;
  • поиск сексуального контекста в обычных бытовых ситуациях (сексуально озабоченные дети);
  • навязчивое сексуальное поведение (хватание за грудь, гениталии; раздевание);
  • спутанные представления  о физических границах (чрезмерное дистанцирование  от близких людей, привязанность к незнакомым);
  • неожиданная перемена чувств к близким людям («я ненавижу дядю Васю!»)

 

Поведенческие  индикаторы, свидетельствующие  о возможном сексуальном насилии, у детей 10 лет и старше: 

  • чрезмерная боязливость, различные проявления страха;
  • нарушения с на (кошмары, бессонница), вызванные неожиданным испугом;
  • навязчивый страх перед какими-то людьми (боится мужчин);
  • страх оставаться одному, посещать кружок;
  • страх возвращаться домой;
  • страх  перед  реальными  или  воображаемыми  объектами  или  людьми  (чудовища, маски);
  • факты,  свидетельствующие о  том,  что  между  ребенком  и  каким-то  человеком существуют необычные скрытые отношения, которые могут сопровождаться назначением встречи, заманиванием, подарками;

Саморазрушающее  поведение:

- злоупотребление  алкоголем, психоактивными, токсическими веществами;

- проституция, беспорядочные половые связи;

- самоповреждения;

- угроза суицида, суицидальные попытки;

- потребность в самонаказании;

- отказ от еды;

- побеги из дома;

Ярко выраженные перемены в поведении:

  • протест, агрессия, трудности во взаимоотношениях с другими детьми, или наоборот:
  • покорливость,  пассивность;
  • ассоциальное  поведение;
  • навязчивая ложь;
  • спутанные представления о себе;
  • диссоциация;
  • недоверие ко взрослым, похожим на насильника;
  • навязчивая личная гигиена:
  • чрезмерная личная гигиена либо регресс гигиенических навыков;
  • нарушение обучения (может проявляться отсрочено в более поздний период);
  • регресс до инфантильного поведения (энурез, сосание пальца, сильный беспрестанный плач, несвязанный с какими-либо событиями);
  • псевдовзрослое  поведение;
  • нарушение привязанности (холодность, чрезмерная привязанность);
  • нарушение в эмоциональной  сфере:

         - частые проявления немотивированного  раздражения;

         - хроническая депрессия;

         - тревожность, фобии;

  • неряшливость (мешковатая одежда, одежда не по сезону (больше одежды); уход в мечты;
  • подчеркивание   своего   чрезмерного   места   в  семье:   «Мой   отец  называет         меня любимой дочкой. Могу получить от него все, что захочу»;

Физические признаки, свидетельствующие о возможном сексуальном насилии:

  • беременность;
  • инфекции, передающиеся половым путём;
  • вагинальные инфекции;
  • телесные повреждения;
  • разорванное белье, кровавые пятна;
  • боль, зуд половых органов, горла;
  • трудности с глотанием, боль во время мочеиспускания и дефекации;
  • повторяющиеся физические недомогания без видимых соматических причин
  • (частые боли живота, постоянные боли горла, тошнота);
  • расстройства питания: отказ от приема пищи или наоборот постоянное жевание;

 Сообщения о насилии могут быть:

  • прямые (взрослым, учителям);
  • непрямые (друзьям, с надеждой, что о никому-нибудь скажут);
  • завуалированные «Я знаю одного человека, который...»
свернуть

Псіхалагічная дапамога і падтрымка педагогаў

Трэнінгавая праграма «ЯК Я БАЧУ, ПАЧУВАЮ І РАЗУМЕЮ ІНШЫХ»

Не сакрэт, што канструктыўныя зносіны педагога з вучнямі садзейнічаюць стварэнню спрыяльнага псіхалагічнага клімату на ўроках, а гэта непасрэдна звязана з якасцю адукацыі. Аднак вядомы сіндром эмацыйнага выгарання, на жаль, аказвае адмоўны ўплыў на характар прафесійных зносін настаўніка, што прыводзіць да эмацыйных праблем, асобаснай адхіленасці, ігнараванні індывідуальных асаблівасцяў вучняў.

Эмацыйнае выгарання - працэс схаваны, і педагог часта не ўсведамляе яго сімптомаў. З мэтай прафілактычнай меры, якая здольна прадухіліць і аслабіць узнікненне гэтага сіндрому, распрацавана праграма "Як я бачу, адчуваю і разумею іншых".

Задачы:

  • стварыць умовы для развіцця самасвядомасці, самаўдасканалення педагогаў;
  • сфарміраваць навыкі эфектыўнага ўзаемадзеяння з калегамі і вучнямі;
  • сфарміраваць навыкі рэгуляцыі негатыўных псіхаэмацыйных станаў.

Матэрыялы і абсталяванне: мультымедыйная ўстаноўка, экран, прэзентацыя да трэнінгу, прыемная музыка, відэаролік "Простыя правілы цудоўнага жыцця", экран вынікаў экспрэс ацэнкі выгарання, для кожнага ўдзельніка трэнінгу аркушы паперы, ручкі.

Практыкаванне 1. Рытуал прывітання. Інфармаванне па тэме.

Практыкаванне 2. "Інтэрв'ю ў парах". Удзельнікі разбіваюцца па парах. Бяруць інтэрв'ю сябар у сябра. Праз пяць хвілін прадстаўляюць яго ўсёй групе.

Практыкаванне 3. Правядзенне дыягностыкі «Экспрэс ацэнка выгарання».

На наступныя прапановы адказвайце "так" ці "не". Колькасць станоўчых адказаў падлічыце.

1

Калі ў нядзелю паполудні я ўспамінаю аб тым, што заўтра зноў ісці на працу, то астатак уік-энду ўжо сапсаваны.

Так

Не

2

Калі б у мяне была магчымасць пайсці на пенсію (па выслузе гадоў, інваліднасці), я зрабіў (а) бы гэта без прамаруджвання

Так

Не

3

Калегі на працы раздражняюць мяне. Немагчыма трываць іх адны і тыя ж размовы

Так

Не

4

Тое, наколькі мяне раздражняюць калегі, яшчэ дробязі ў параўнанні з тым, як выводзяць мяне з раўнавагі вучні.

Так

Не

5

Цягам апошніх трох месяцаў я адмаўляўся (адмаўлялася) ад курсаў павышэння кваліфікацыі, ад удзелу ў канферэнцыях і г.д.

Так

Не

6

Калегам я прыдумаў (прыдумала) крыўдныя мянушкі, якую выкарыстоўваю ў думках

Так

Не

7

Са справамі па службе я спраўляюся "адной левай". Няма нічога такога, што магло б здзівіць мяне ў ёй сваёй навізной

Так

Не

8

Пра маю працу мне наўрад ці хто скажа што-небудзь новае

Так

Не

9

Варта мне толькі ўспомніць аб сваёй працы, як жадаецца ўзяць і паслаць яе да ўсіх чарцей

Так

Не

10

За апошнія тры месяцы мне не патрапіла ў рукі ні адна адмысловая кніга, з якой я запазычыў бы што-небудзь новенькае

Так

Не

Ацэнка вынікаў:

 

0-1 бал

Сіндром выгарання вам не пагражае.

1 стадыя

2-6 балаў

Вам неабходна ўзяць водпуск, адключыцца ад працоўных спраў.

2 стадыя

7-9 балаў

Прыйшоў час вырашаць: альбо змяніць працу, альбо, што лепш, змяніць стыль жыцця.

3 стадыя

10 балаў

Становішча вельмі сур'ёзнае, але ў вас яшчэ цепліцца агеньчык, патрэбна, каб ён не згас, дапамога спецыяліста.

Па выніках праведзенай экспрэс дыягностыкі запаўняецца зводная табліца.

Экран вынікаў экспрэс ацэнкі выгарання

Прозвішча, імя

Колькасць балаў

Стадыя СЭУ

 

 

 

 

 

 

Практыкаванне 4. Інфармаванне па тэме "Стадыі развіцця эмацыйнага выгарання". Першая стадыя: прыглушэнне эмоцый, згладжванне вастрыні пачуццяў і свежасці перажыванняў; знікаюць станоўчыя эмоцыі, з'яўляецца адхіленасць у адносінах з членамі сям'і; узнікае стан трывожнасці, нездаволенасці. Другая стадыя: узнікаюць непаразуменні з калегамі; з'яўляецца антыпатыя, а затым і ўспышка раздражнення ў адносінах да калег. Трэцяя стадыя: прытупляецца ўяўленне аб каштоўнасцях жыцця, эмацыйнае стаўленне да свету, чалавек становіцца абыякавым да ўсяго; абыякавасць да ўсяго.

Праява СЭУ ў педагогаў (па стажы працы): часцей за ўсё ў педагогаў са стажам працы ад 5 да 7 і ад 7 да 10 гадоў; 8-11% - ад 1 года да 3 гадоў, і ў педагогаў з 10-гадовым стажам; 22% - ад 15 да 20 гадоў.

Прычыны напружанасці педагога: асаблівая адказнасць педагога за выкананне сваіх прафесійных функцый; загружанасць працоўнага дня; высокія эмацыйныя і інтэлектуальныя нагрузкі; адчувальнасць да наяўных цяжкасцяў; неспрыяльныя сацыяльныя ўмовы і псіхалагічнае становішча; патрабуецца творчае стаўленне да прафесійнай дзейнасці; валоданне сучаснымі методыкамі і тэхналогіямі навучання.

Практыкаванне 5. Інфармаванне па тэме "Прычыны ўзнікнення сіндрому эмацыйнага выгарання": няведанне індывідуальнага стылю навучання; канфліктныя ўзаемаадносіны з калегамі; перагрузка на працы з-за няўменні сказаць "не".

Практыкаванне 6. Ролевая гульня «Абгрунтаваная адмова». Задача ўдзельнікаў гульні, выкарыстоўваючы правілы абгрунтаванай адмовы сказаць не.

ПРАВІЛЫ АДМОВЫ

Ветліва аб цвёрда скажыце НЕ (сачыце за сваімі жэстамі і мімікай)

Растлумачце прычыны адмовы - сапраўдныя прычыны, а не адгаворкі

Не адпрэчвайце суразмоўцы як асоба - прапануйце альтэрнатыўны варыянт.

Якія разыгрываюцца сітуацыі «Вас папыталі прыняць удзел у працы навуковай канферэнцыі – прычым арганізатары і чуць не жадаюць аб адмове», «Вас просяць унесці ахвяраванне ў дабрачынны фонд, вы не жадаеце падтрымліваць гэтую арганізацыю», «Ваша свякроў жадае прыехаць да вас на выходныя, у вас іншыя планы».

Практыкаванне 7. "Я цябе адпускаю". Кожнаму ўдзельніку трэнер прапануе запісаць на лісце паперы сваю праблему. Скласці паперу і напісаць на ёй сваё імя. Затым сесці на яе, зачыніць вочы і пад спакойную музыку падумаць аб ёй. Адкрыць вочы і памяняцца месцамі: сесці на праблему іншага чалавека, зноў зачыніць вочы і падумаць аб ёй. Праз пару хвілін адкрыць вочы, і, не сядаючы на сваю праблему спаліць яе ці парваць і выкінуць.

Практыкаванне 8. Рэфлексіі.

Практыкаванне 9. Інфармаванне па тэме "Прафілактыка прафесійнага выгарання".

АСНОЎНЫЯ ПАДЫХОДЫ ДА ПРАЦЫ З ПРАФЕСІЙНЫМ ВЫГАРАННЕМ:

  1. Клопат пра сябе і зніжэнне ўзроўню стрэсу:
  • імкненне да раўнавагі і гармоніі, здаровага ладу жыцця, задавальненне патрэбнасці ў зносінах;
  • атрыманне задавальненняў;
  • ўменне адцягвацца ад перажыванняў, звязаных з працай.
  1. Трансфармацыя негатыўных перакананняў, пачуцці роспачы, страты сэнсу і безнадзейнасці:
  • імкненне знаходзіць сэнс ва ўсім - як у значных падзеях жыцця, так і ў звыклых, паўсядзённых клопатах;
  • імкненне змагацца са сваімі негатыўнымі перакананнямі;
  • стварэнне або прыналежнасць да якой-небудзь супольнасці.
  1. Павышэнне ўзроўню прафесійнага майстэрства.

Якасці, якія дапамагаюць педагогу пазбегнуць прафесійнага выгарання.

Па-першае: добрае здароўе і свядомы, мэтанакіраваны клопат аб сваім фізічным стане (пастаянныя заняткі спортам, здаровы лад жыцця); высокая самаацэнка і ўпэўненасць у сабе, сваіх здольнасцях і магчымасцях.

Па-другое: досвед паспяховага пераадолення прафесійнага стрэсу; здольнасць канструктыўна мяняцца ў напружаных умовах; высокая мабільнасць; адкрытасць; таварыскасць; самастойнасць; імкненне абапірацца на ўласныя сілы.

Па-трэцяе: здольнасць фармаваць і падтрымліваць у сабе пазітыўныя, аптымістычныя ўстаноўкі і каштоўнасці - як у дачыненні да саміх сябе, так і іншых людзей і жыцця наогул.

Спосабы самарэгуляцыі : смех, усмешка, гумар; разважанні аб добрым, прыемным; розныя рухі тыпу пацягвання, паслабленні цягліц; разгляданне кветак у памяшканні, пейзажа за акном, фатаграфій, іншых прыемных ці дарагіх рэчаў; разумовы зварот да вышэйшых сіл (Богу, Сусвету, вялікай ідэі); "купанне" (рэальнае або разумовае) у сонечных прамянях; удыханне свежага паветра; чытанне вершаў; выказванне пахвалы, кампліментаў камусьці проста так.

Рэкамендацыі:

НЕ хавайце свае пачуцці. Выяўляйце вашыя эмоцыі і давайце вашым сябрам абмяркоўваць іх разам з вамі.

НЕ пазбягайце казаць аб тым, што здарылася. Выкарыстоўвайце кожную магчымасць перагледзець свой вопыт сам-насам з сабой ці разам з іншымі.

НЕ дазваляйце вашаму пачуццю сарамлівасці спыняць вас, калі іншыя даюць вам шанец казаць або прапануюць дапамогу.

НЕ чакайце, што цяжкія станы, характэрныя для выгарання, сыдуць самі па сабе.

Калі не рабіць захадаў, яны будуць наведваць вас на працягу доўгага часу.

Выдзяляйце дастатковы час для сну, адпачынку, разважанняў.

Выяўляйце вашыя жаданні прама, ясна і сумленна, кажыце пра іх сям'і, сябрам і на працы.

Пастарайцеся захоўваць нармальны распарадак вашага жыцця, наколькi гэта магчыма.

Практыкаванне 10. Прагляд відэароліка "Простыя правілы цудоўнага жыцця".

Практыкаванне 11. "Свечка". Удзельнікі, аддаючы свечку, дзеляцца ўражаннямі аб трэнінгу.

У выніку, удзельнікі трэнінгу прыйшлі да сумеснай высновы. Для псіхалагічнага дабрабыту педагогам мэтазгодна правесці межы паміж працай і домам, паміж прафесійным і асабістым жыццём.

Карысна імкнуцца да раўнавагі і гармоніі, актыўна ўдзельнічаць у спартыўных мерапрыемствах, якія па форме адрозніваюцца ад прафесійнай дзейнасці і дазваляюць расслабіцца, зведаць пазітыўныя эмоцыі, раскрыць сябе з іншага боку. А таксама развіваць аптымістычныя ўстаноўкі і каштоўнасці, як у адносінах да саміх сябе, так і іншых людзей і жыцця наогул.

ЛІТАРАТУРА

  1. Самавукіна, Н.В. Псіхалагічны трэнінг для настаўніка / Н.У. Самавукіна. - М .: Псіхатэрапія, 2006. - 192с.
  2. Шапялёва, Л.М., Праграма сацыяльна-псіхалагічных трэнінгаў / Л.М. Шэпелева. - СПб.: Піцер, 2008. - 160с.
  3. Нацыянальны цэнтр усынаўлення "Эмацыйнае выгаранне".

Распрацавала трэнінгавую праграму Картасава Кацярына Генадзеўна, магістр псіхалагічных навук, намеснік дырэктара па вучэбна-выхаваўчай рабоце дзяржаўнай установы адукацыі "Навагрудскі раённы сацыяльна-педагагічны цэнтр".

свернуть

Рэкамендацыі педагогам у выпадку выяўлення гвалту над дзіцем

Рекомендации педагогам в случае выявления насилия над ребёнком

3 основные задачи, стоящие перед педагогом в случае выявления фактов сексуального насилия над ребенком:

1. Помочь ребенку, оказать ему поддержку.

2. Сообщить в соответствующие органы и учреждения согласно Алгоритму информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетнего, утвержденного министерством образования Республики Беларусь от 07.02.2018 № 05-01-07/1121/дс.

3. Предупредить повторение насилия, создать в школе доброжелательную атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.

Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам

 о насилии:

ü  Отнеситесь к тому, что рассказал Вам ребенок серьезно.

ü  Сохраняйте спокойствие.

ü  Успокойте и подбодрите ребенка. Дайте понять, что Вы ни в чем не обвиняете ребенка («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).

ü  Дайте ребенку выговориться.

ü  Не давите на ребенка. Попытайтесь узнать подробности. Внимательно отнеситесь к словам ребенка. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.

ü  Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно во время беседы.

ü  Пользуйтесь теми же словами, что использует в речи ребенок. Не делайте замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.

ü  Повторите ребенку еще раз то, что Вы верите тому, что он рассказал.

ü  Не обещайте никому не рассказывать об услышанном.

ü  Скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь.

ü  Будьте честны. Объясните ему, что конкретно Вы собираетесь делать дальше. («Мне надо сказать (психологу, педагогу социальному, милиционеру) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности».). Нужно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

ü  Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

ü  После окончания разговора сделайте подробную запись.

Чего не стоит делать 

ü  Не старайтесь преуменьшить значение того, что случилось. Всякое сексуальное насилие имеет последствия, даже если это случилось лишь однажды или никогда не заходило дальше «баловства».

ü  Не предполагайте, что жертва насилия «сама виновата». Ничто не может служить оправданием для насилия.

ü  Не ищите оправданий для насильника.

ü  Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было.

ü  Не реагируйте с ужасом, высказывая очевидный шок и отвращение. Сократите высказывания оценочного или осуждающего характера.

ü  Не переносите свои чувства на жертву.

Причины умалчивания ребенком фактов сексуального насилия 

ü  Недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны («Он сделает мне только хуже»).

ü  Отчаяние («Мне никто не поверит»).

ü  Низкая самооценка («Если со мной это происходит, значит я это заслужил»).

ü  Чувство вины.

ü  Чувство стыда.

ü  Отрицание.

ü  Страх, так как ребенок верит в угрозы лица, совершившего насилие.

ü  Привязанность и любовь к насильнику.

ü  Ребенок чувствует себя не жервтой, а ответственным за случившееся («Он не виноват, что я такая красивая»).

ü  Ребенок, воспитанный в уважении к взрослым, боится навлечь неприятности на насильника, который попросил его держать произошедшее в тайне.

ü  Ребенку трудно описать то, что с ним произошло.

ü  Ему трудно отличить незаконное сексуальное поведение от проявления любви.

ü  Ребенку трудно отстоять свою правоту в ситуации, когда взрослый ему не верит, поэтому через какое-то время он (она) может отказаться от своих слов.

ü  Табу со стороны взрослых на произнесение «плохих» вещей.

ü  Запрет со стороны взрослых на разглашение того, что происходит дома.

ü  Опасение того, что окружающие станут к нему хуже относиться.

ü  Опасение огорчить родителя, не совершавшего насилие.

ü  Страх возможности развода родителей.

Следует обратить внимание на наличие у взрослого следующих проявлений в поведении:

ü  Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка, нежелание внести ясность в произошедшее.

ü  Отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка.

ü  Бездействие или позднее обращение за помощью в случае травм ребенка или обращение за помощью лишь по инициативе посторонних людей.

ü  Неадекватная реакция родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.

ü  Эмоциональная холодность в общении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов, эмоциональной поддержки ребенку.

ü  Рассказы о том, как их самих наказывали в детстве.

ü  Негативная характеристика ребенка, перекладывание на него ответственности за собственные неудачи, отождествление ребенка с нелюбимым родственником.

ü  Обвинение в случившемся самого ребенка.

ü  Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера.

ü  Алкогольная или наркотическая зависимость.

свернуть

Напамінак для педагогаў "Гвалт у сям'і"

                                          Гродненский областной СПЦ

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ»

       Первые уроки жизни ребенок получает дома, в семье. Что он чувствует, когда его бьют, унижают самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, безысходность, вину и стыд, одиночество и бессилие. Постоянно испытывая на себе агрессию взрослых, дети постепенно приходят к мысли о допустимости насилия, о его безнаказанности. И, в конце концов, из жертвы сами превращаются в агрессора.

            Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл:

  • Физического
  • Словесного
  • Эмоционального
  • Духовного
  • Экономического оскорбления

С целью:

  • Контроля
  • Запугивания
  • Внушения чувства страха.

Причины жестокого обращения с детьми:

-безработица или низкая материальная обеспеченность;

-алкоголизм одного или обоих родителей

-одиночество или распавшийся брак;

-слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,

-физическое или психическое переутомление;

-незрелость родителей;

-эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

-отсутствие привязанности к ребенку;

-чрезмерная требовательность;

-рождение другого ребенка;

-большое количество детей.

Признаки, свойственные жертвам физического насилия:

  • Постоянные, частые или появляющиеся время от времени специфические повреждения: свежие или заживающие отпечатки пальцев, ремня; синяки, ссадины; кровоизлияния в глазное яблоко, шатающиеся зубы, участки облысения;
  • В младшем школьном возрасте типичны замкнутость, стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы (особенно с плохой отметкой в дневнике), отсутствие друзей, заискивающее, угодливое поведение;
  • В подростковом возрасте – побеги из дома, отклоняющееся поведение (криминальное или антиобщественное), употребление алкоголя или наркотиков, агрессивность, суицидные угрозы.

Признаки, свойственные жертвам эмоционального насилия:

  • Постоянная подавленность, грусть, неуверенность в себе;
  • Наличие таких соматических проявлений, как ожирение или потеря веса, аллергические патологии, кожные сыпи, нервные тики;
  • Беспокойство, тревожность;
  • Агрессивность либо, наоборот, чрезмерная уступчивость. Угодливость, заискивание;
  • Склонность к уединению;
  • Плохая успеваемость;
  • Неумение контактировать с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • Нарушение аппетита;
  • Суицидальные угрозы и попытки самоубийства.

Действия в случае выявления жестокого обращения

                           Классный руководитель:

  • Сообщение специалистам службы и руководства школы о выявленном случае жестокого обращения.
  • Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.
  • Оказание моральной поддержки ребенку

            Необходимо убедить родителей, что:

  • насилие не дает преимущества ни одной стороне и ведет к развалу семьи;
  • любовь к родителям важнее страха перед ними;
  • насилие – приобретенный способ поведения, его можно и нужно изменить.

Профилактика суицидального поведения у подростков.

Памятка для педагогов

Советы педагогу, работающему с суицидальным ребенком:

  • Не впадайте в замешательство и не выглядите шокированным.
  • Не пытайтесь преуменьшить боль, переживаемую другим. Высказывания типа: «Нет причин лишать себя жизни из-за этого» лишь показывают человеку, что вы его не понимаете.
  • Не пытайтесь улучшить и исправить состояние ребенка. Ему больно, и важно показать, что вы это понимаете.
  • Принимайте проблемы человека серьезно, говорите о них открыто и откровенно, оценивайте их значимость с точки зрения этого человека, а не со своей собственной или общепринятой.
  • Не говорите: «Подумай, скольким людям гораздо хуже, чем тебе, ты должен быть благодарен судьбе за все, что имеешь!» Эти слова не решат проблемы, а усугубят у человека чувство вины, поэтому они могут принести только вред.
  • Никогда не обещайте держать план суицида в секрете.

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно тольколюбовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

 

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

 

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

 

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

свернуть

Экстранныя дзеянні педагога пры падазрэнні на наркатычнае або алкагольнае ап'яненне падлетка

Экстренные действия педагога при подозрении на наркоти­ческое или алкогольное опьянение подростка:

1.  Удалить учащегося из класса, отделить его от однокласс­ников.

2.  Немедленно поставить в известность руководителей школы.

3.  Срочно вызвать медицинского работника школы.

4.  В случае, когда состояние подростка может быть расцене­но как состояние наркотического опьянения, немедленно извес­тить о случившемся родителей или опекунов подростка.

5.  Нецелесообразно проведение немедленного разбиратель­ства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков.

6.  При совершении подростком хулиганских действий целе­сообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.

Действия руководства учебного заведения при подоз­рении на употребление несовершеннолетними наркотиков:

1.  Предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью. Указать на не­допустимость появления в школе в состоянии наркотического опьянения, вовлечения сверстников в употребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае руководство учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.

2.  Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то желательно ненавязчивым.

        Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.

3.  Необходимой представляется информированность педаго­гов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним, и основах ее организации. Следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информа­ция о реально работающих с этой проблемой общественных ор­ганизаций.

4.  При работе с несовершеннолетним потребителем психоак­тивных веществ надо точно знать, какова ситуация в семье под­ростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жи­тельства.

5.  Необходима просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркоти­ческих программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно-популярной информации, среди роди­телей и прочие формы противодействия молодежному наркотизму.

свернуть

Памятка для бацькоў

Рекомендации родителям

 Запомните правило «три К». Всегда знайте: Куда пошел ваш ребенок, Кто пошел с ним и Когда он должен вернуться.

  • Объясните детям разницу между «плохим» и «хорошим» секретом. (Например, скажите, что хранить в секрете сюрприз на день рождения – это хорошо, но не рассказывать взрослым, если кто-то доставляет тебе неприятные ощущения или обижает тебя – это плохо).
  • Не оставляйте маленьких детей одних на площадках, в магазине, в парке без наблюдения близких взрослых.
  • Научите детей не знакомиться на улице с посторонними людьми.
  • Не позволяйте детям говорить незнакомым людям свой домашний телефон и адрес.
  • Ваш ребенок должен знать, что входная дверь должна быть всегда закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если они представляются почтальоном, милиционером, сантехником.
  • Самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, является фраза, что мама и папа заняты. Не следует говорить звонящему, что родителей нет дома.
  • Ваш ребенок должен знать, кому из друзей и соседей он может позвонить в отсутствие родителей, если он испугался или окажется в критической ситуации.
  • Не позволяйте детям гулять в непредназначенных для этого местах (на стройках, свалках и др.).
  • Не позволяйте детям далеко уходить от дома.
  • Не отпускайте детей гулять в отдаленные места без сопровождения взрослого и хорошо знакомого вам человека.
  • Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада, школы, кружка. Если ребенка забирает кто-то другой, заранее предупредите об этом воспитателя или учителя.
  • Научите ребенка не садиться в машину к незнакомому человеку.
  • Не разрешайте детям принимать от незнакомцев игрушки, сладости, подарки.
  • Если ваш ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная секция), определите с ним наиболее безопасный маршрут.
  • Даже если вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у ребенка, в каком именно месте он гуляет.
  • Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих территорию района, где вы живете, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «темных углов». Территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем должны быть две калитки, чтобы у ребенка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.
  • Не стесняйтесь знакомиться с родителями друзей и знакомых вашего ребенка. Это следует делать всегда, даже если вам по какой-то причине неприятно. Обменяйтесь с ними телефонными номерами. Всегда держите под рукой эти номера.
  • Воспользуйтесь функцией «родительский контроль» при установлении настроек интернета.
  • Если ребенок сообщил вам, что записался в кружок, спортивную секцию, не поленитесь, посетите данное учреждение. Поинтересуйтесь, кто является руководителем данного заведения, кто следит в нем за порядком, графиком работы, наличием соответствующих лицензий.
  • Особое внимание уделяйте вопросам безопасности ваших детей при отъезде в летние лагеря отдыха.
свернуть

Памятка па тлумачэнні мер крымінальнай адказнасці за ўчыненне злачынстваў, звязаных з сэксуальным насіллем

Памятка  по разъяснению мер уголовной ответственности   

за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием

над несовершеннолетними, разъясняем уголовно наказуемые деяния, относящиеся к категориям особо тяжких и тяжких (для ознакомления работников учреждений образования)

 

Особо тяжкие преступления

 

Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 УК, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней (часть 2 статьи 166 УК)

наказывается лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (часть 2 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего,, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 3 статьи 3431УК)

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

 

 

 

 

Тяжкие преступления

Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 166, 167 и 168 УК, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц (часть 2 статьи 168 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьей 343 УК или частью 2 статьи 343 УК, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 2 статьи 3431УК)

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

 

 

свернуть

Як абараніць дзіця ад сэксуальнага насілля

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА

ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!

 

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

 

 

ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь

свернуть

Асаблівасці ў паводзінах дзіцяці, якія могуць сведчыць аб жорсткім абыходжанні або гвалце ў адносінах да яго

Особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему

Специфические признаки сексуального насилия

ü     

Откровенно сексуальные игры и поведение, не соответствующие уровню развития

ü     

Сексуально окрашенные рисунки и разговоры

ü     

Способность в деталях описать различные действия сексуального характера.

ü     

Чрезмерная мастурбация, открытая мастурбация

ü     

Вовлечение других детей в действия сексуального характера

ü     

Сексуальное насилие со стороны несовершеннолетнего по отношению к другим детям

ü     

Избегание мужчин или женщин

ü     

Стигматизация, изоляция от сверстников

ü     

Раннее начало сексуальной жизни, частая смена партнеров

ü     

Проституция

Поведенческие признаки наличия сексуального насилия над детьми:

          3-4 года

ü     

Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.

ü     

Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату

ü     

Поведение ребенка становится сексуальным

ü     

Периодические ночные кошмары

ü     

Энкопрез и энурез

ü     

Нарушения сна

ü     

чрезмерное беспокойство

ü     

Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад

ü     

Регрессивное поведение

           4-6 лет

ü      

Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий

ü      

Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату

ü      

Агрессивное сексуальное поведение с детьми

ü      

Псевдовзрослое поведение

ü      

Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении

ü      

Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится)

ü      

Нарушения сна

ü      

чрезмерное беспокойство;

ü      

Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.

ü      

Устраивает поджоги

ü      

Регрессивное поведение

ü      

Соматические жалобы (головные боли или боли в животе)

ü      

отказ от прогулок

          6-8 лет

ü     

Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками

ü     

Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам

ü     

чрезмерное беспокойство

ü     

замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности

ü     

Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно

ü     

Внезапное ухудшение успеваемости

ü     

Не может найти друзей

ü     

Никому не верит

ü     

Не может сконцентрировать внимание

ü     

отказ от прогулок

8-10 лет

ü     

Сексуальные игры навязчивого характера

ü     

Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам

ü     

Нерегулярное посещение школы

ü     

чувство, что все старания недостаточны

ü     

чрезмерное беспокойство

ü     

сверхбдительность в отношении опасности или получения

травмы

ü     

замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности

ü     

отказ от прогулок

10-12 лет

ü     

Социальный уход

ü     

Агрессия по отношению к сверстникам

ü     

Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход

ü     

Внезапное ухудшение успеваемости

ü     

Никому не верит; чувство одиночества и изоляции;

ü     

Не может сконцентрировать внимание

ü     

Часто прогуливает школу.

ü     

Приходит в школу рано - уходит очень поздно.

ü     

Начальные признаки клинической депрессии.

ü     

чрезмерное беспокойство

ü     

сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы

ü     

замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности

ü     

перепады настроения или вызывающее поведение

ü     

отказ от прогулок

12-18 лет

ü     

Симптомы клинической депрессии, нарушения сна, суицидальные наклонности, изоляция от окружающих

ü     

Побеги из дома

ü     

Промискуитет

ü     

Асоциальное поведение:  драки, нанесение побоев другим детям или животным

ü     

чрезмерное беспокойство

ü     

Не участвует в школьных мероприятиях

ü     

Аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики)

ü     

Совершение преступлений

ü     

диссоциация (восприятие себя как будто «со стороны»)

ü     

сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы

ü     

перепады настроения или вызывающее поведение

ü     

замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности

ü     

чувство одиночества и изоляции

ü     

попытки суицида или опасное поведение

свернуть