Псіхалагічны кансультпункт

Уважаемые учащиеся, родители, педагоги!

 

На этой странице

Вы сможете найти материалы консультаций

по разным трудным темам.

 

Если информации окажется недостаточно, Вы можете обратиться за помощью по телефону или при личной встрече.

 

Памятка для родителей «Как уберечь своих детей от насилия»

Памятка для родителей

«Как уберечь своих детей от насилия»

 

Как помочь детям, чтобы они почувствовали себя защищенными, сильными и свободными? Сегодня большинство родителей очень часто и по-разному поводу испытывают страх за своих детей. Чтобы помочь детям избежать насилия, родители должны обратить свой страх в действие. В данном случае от них требуется беседовать со своими детьми. Родители должны начать разговаривать с детьми о насилии с раннего возраста и продолжать обсуждение этой темы по мере взросления детей.

Многие родители страшатся, когда им предлагают говорить с детьми о насилии. Мамы и папы беспокоятся о том, что вместо того, чтобы помочь детям справиться с насилием, они напугают их, лишат наивности и доверия то есть, фактически навредят им. Хотя этот страх можно понять, совсем не значит, что он обоснован. Существует множество способов, с помощью которых родители могут говорить со своими детьми, даже с малышами, чтобы они почувствовали себя защищенными и более уверенными в себе, вместо того, чтобы напугать их и лишить доверия.

 

Когда и где?

Важно найти подходящее место и время, чтобы поговорить с детьми о насилии и о том, как его предупредить. Иногда родители слышат устрашающие сообщения в новостях и, подогреваемые собственным страхом, принимают самое серьезное выражение лица и зовут детей на беседу. Хотя это не всегда приносит вред, но это не самый лучший способ помочь детям овладеть стратегией предупреждения насилия.

Говорить о предупреждении насилия можно, используя ситуации, в которых мы оказываемся ежедневно. Воспитатели называют такие ситуации "подходящими моментами". Для обсуждения темы насилия родители могут начать со своими детьми краткие и многообещающие беседы, используя мультфильмы и другие детские телевизионные программы. Когда какого-нибудь из героев мультфильма бьют или в другой программе показывают пострадавшего ребенка, родители могут во время рекламной паузы обсудить с детьми увиденное. Обратите внимание своего ребенка на то, что бить детей нельзя, что дети имеют право быть защищенными и что взрослые или другие люди не имеют права обижать их. Это - первый урок, который должны усвоить дети.

Ситуации, когда детей запугивают в школе или в районе учебы и проживания, или рассказы, которые читают дети, также можно использовать для обсуждения того, как избежать подобного. По мере взросления дети начинают выходить из дома без сопровождения взрослых, и в этой ситуации нужно усилить навыки безопасности. Когда ребенок становится достаточно взрослым, чтобы кататься на велосипеде или ходить одному в библиотеку, у родителей появляется прекрасная возможность пересмотреть стратегии предотвращения насилия.

 

Как найти подходящие слова?

Родителей может также беспокоить, что им приходится использовать серьезные и пугающие выражения при обсуждении навыков безопасности. На самом деле нужно действовать наоборот. Слова подбираются, исходя из "низкой доли страха" в них. Например, разговор о том, как остаться в безопасности, пугает значительно меньше, чем разговор о встрече с незнакомым человеком. Вместо слов "изнасилование", "сексуальное насилие" лучше использовать слова "безопасное и небезопасное прикосновение", причем они охватывают не одно, а несколько насильственных действий.

Прежде чем начать беседу с детьми, родители должны договориться между собой о том, какие слова использовать в разговоре с детьми. Согласованность поможет избежать недоразумений.                                                    Родители должны без всякого стеснения называть анатомические части тела своим языком. Если ребенок почувствует, что родители стесняются произносить такие слова, как пенис, вульва (наружные половые органы), ягодицы, анальное отверстие (задний проход), тогда ребенок также не будет использовать эти слова, чтобы описать насилие. Многие дети, испытавшие насилие, не рассказали своим родителям об этом потому, что они не знали, какими словами выразить то, что произошло с ними.

Чтобы повысить уверенность ребенка в себе и уменьшить чувство страха, лучше всего сосредоточить разговор на том, что ребенок может сделать в неприятной ситуации. Родители могут рассказать о навыках безопасности, необходимых для того, чтобы избежать насилия, точно так же, как они рассказывают о мерах безопасности при переходе улицы. Беседуя о том, как правильно переходить улицу, мы учим ребенка безопасному поведению на дороге, а не тому, что может сделать с ним машина. Эту логику можно использовать в беседах о том, как избежать насилия. К сожалению, многие взрослые все время рассказывают детям о плохих незнакомцах и о том, какие ужасные вещи могут случиться с ними. Ребенок запоминает эти страшные истории, но при этом не помнит урок о том, как избежать насилия. Помните о том, что вам надо сделать упор на навыках, которым вы обучаете ребенка, а не на опасности, подстерегающей его.

 

Уверенность в себе

Уверенность в себе играет большую роль в нашей способности сделать что-либо. Когда мы верим, что мы можем что-то сделать, тогда мы на пути к успеху. Так же верно и обратное. Когда мы считаем, что не сможем сделать что-либо, тогда, зачастую, мы даже не предпринимаем никакой попытки. Дети, как и взрослые, должны поверить в свои способности. Родители могут помочь детям в развитии важного чувства самооценки разными путями.

После беседы о безопасности скажите своему ребенку о том, что вы уверены в том, что он будет помнить о навыках безопасности, находясь дома, в школе или на улице. Дайте понять своему ребенку, обняв его, показав гордость своим голосом и словами, которые вы скажете, что вы верите в него и его способности.

Тренировка

Эффективные навыки безопасности не появятся в одночасье. Полученные навыки и информацию необходимо закреплять. Детям, как и взрослым, необходимо напоминание. Повторите навыки безопасности перед тем, как ваш ребенок будет выходить из дома самостоятельно. В таком случае ребенок всегда будет помнить о полученной информации, если ему придется ею воспользоваться. Дети усваивают и хранят информацию по-разному, в зависимости от возраста и стадии развития. Родителям нужно постоянно говорить детям о предупреждении насилия, пока они растят ребенка.

Навыки по предупреждению насилия

Если ребенок окажется в угрожающей ситуации, у него должно быть несколько вариантов выбора. Ниже перечислены возможные варианты, которые родители могут при удобном случае обсуждать с ребенком. 1. Убегай от опасности. Беги в школу, к соседям, в магазин или домой. Беги в ближайшее безопасное место. (Родители должны помочь детям определить все безопасные места по маршруту, которым пользуется ребенок каждый день.) 2. Громко кричи и не прекращай кричать, пока не окажешься в безопасности. Эта стратегия требует практики, поскольку детей учат тому, что во многих случаях кричать некрасиво. Чтобы прибегнуть к крику в опасной ситуации, как взрослые, так и дети должны отрепетировать этот крик. Для таких репетиций нужно спуститься в подвал или плотно закрыть двери, чтобы никого не напугать. Когда вы проводите репетицию крика с детьми младшего возраста, начинайте кричать негромко, постепенно делая крик все громче и громче. Маленьких детей громкий крик может напугать. 3. Определите безопасные и небезопасные секреты. Подготовка к празднованию дня рождения или другого торжества, которые держатся в тайне, или спрятанный подарок - это безопасные секреты, они не заставляют ребенка испытывать чувство страха. Такие секреты, в конечном итоге, поверяются кому-нибудь. Небезопасные секреты часто заставляют детей испытывать страх или стеснение. Небезопасным секретом всегда нужно поделиться с взрослым, который поможет тебе. 4. Вместе со своим ребенком постоянно вспоминайте имена безопасных взрослых. Безопасные взрослые - это взрослые, которые выслушают ребенка, поверят ему и помогут. Помните, что ребенку кроме матери и отца нужны другие взрослые. Учителя, бабушка, дедушка, друзья, соседи - все эти люди могут быть безопасными взрослыми для вашего ребенка. 5. Разрешите своему ребенку говорить слово "нет". Многие дети считают, что взрослым нельзя отказывать и что их за это накажут. Однако дети должны понять, что им нужно говорить "нет" любому взрослому, который их пугает своими просьбами или требованиями. Мы поощряем своих детей, когда они отказываются от наркотиков, и нам нужно поддерживать их, когда они отказывают взрослому, который может им предлагать наркотики. 6. Твое тело принадлежит только тебе, я разрешаю тебе и помогаю тебе заботиться о нем. 7. Всякий раз, когда у тебя возникают проблемы, неважно, пугают ли они тебя или заставляют стыдиться, я выслушаю тебя, поверю тебе и помогу. Это, наверное, одно из самых важных откровений, поскольку дети часто думают, что им никто не поверит. Они также считают, что навредят себе или тому человеку, который их обижает. Родители должны разъяснить своим детям, что хотят защитить их от зла.

Нормальные прикосновения

Мы много слышим о ненормальных прикосновениях. Газеты то и дело рассказывают о случаях сексуального насилия. Многие родители, особенно отцы, беспокоятся о том, что когда они трогают своих детей, то это может быть неправильно истолковано. Перестаньте беспокоиться. Нам всем необходимы касания. Физическая любовь помогает нам чувствовать себя любимыми. Очень важно для развития детей, чтобы их целовали, обнимали без сексуального намека. Почаще обнимайте своих детей, они любят чувствовать близость с вами. Напоминайте своим детям о том, что такие безопасные прикосновения никогда не нужно скрывать.

Шлепки

Вопрос о шлепках остается спорным. Многие специалисты говорят, что бить детей нельзя, а другие считают шлепки одним из инструментов воспитания, к которому прибегают родители. Конечно, не все шлепки являются насилием, но если они оставляют отметины на теле ребенка, если ребенок пострадал от них, то тогда это насилие. Многие службы по охране ребенка считают, что если ребенка ударили кулаком, то это насилие.

Совершенно ясно, что шлепанье детей не относится к хорошим методам воспитания. Мы предполагаем, что дети должны выражать свои чувства огорчения и раздражения словами, а не кулаками, но сами такого примера не подаем. Если бить детей, то они получают плохой пример того, а им необходим хороший пример для подражания.

Опасность от встречи с незнакомцем

Когда вы были маленькими, то ваши папы и мамы, наверное, говорили вам, что нельзя брать конфеты от незнакомых людей, и в этом заключался урок по предупреждению насилия. Современные исследования показывают, что в случаях насилия подавляющее большинство детей, около 85%, подвергались насилию со стороны тех взрослых, которых они знали и которым доверяли. Часто этими взрослыми являются члены семьи, руководители молодежных групп или другие, которые в процессе общения могут располагать к себе детей.

Нужно, чтобы взрослые сказали детям, что насилие, совершенное любым человеком, независимо от того, кто он, не следует держать в тайне. Детям нужно знать, что иногда взрослые, которых все в семье знают и им доверяют, пытаются трогать ребенка несоответствующим образом. Тело ребенка принадлежит только ему, и он должен иметь право решать, как можно обращаться с его телом. Эта информация поможет подготовить детей хранить от опасности свое тело в течение их роста и развития.

Информация, соответствующая возрасту

В разном возрасте детям нужна разная информация. Детям начальных классов нужна информация о том, как вести себя, когда они остаются дома одни, без взрослых. Дошкольникам эта информация не нужна, так как они практически всегда со взрослыми. Подросткам нужна информация о безопасности на свиданиях, малышам такая информация не нужна. Важно, чтобы родители использовали правильно информацию, расширяли и изменяли ее по мере взросления детей, развития самостоятельности их ребенка.

Защищенный, сильный и свободный

Все родители хотят, чтобы их дети выросли, чувствуя себя защищенными, сильными и свободными. Быть родителем - трудная задача, этому нужно учиться. Общение - это самый важный союзник родителей, который поможет им вырастить здорового ребенка. Умение выслушать ребенка, поговорить с ним начистоту - вот из чего надо исходить, чтобы выработать у ребенка навыки, которые помогут ему избежать насилия. Каждый из нас имеет право вырасти свободным от насилия.

 

свернуть

Правила педагогического такта

 Правила педагогического такта

         Существует немало приемов, пользуясь которыми, учитель, не нарушая педагогического такта, добивается установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами педагогического такта и сформулировать следующим образом:

-   воспитывать учащегося – это не значит «крепко держать его в руках»; воспитание, основанное преимущественно на методах принуждения, всегда чревато негативными последствиями; подавление воли воспитанника никогда не способствует формированию чувства уважения к наставнику;

-   никогда нельзя употреблять в разговоре с воспитанником выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство;

-   учителю не следует прибегать к угрозам, практически невыполнимым;

-   нужно владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях;

-   обида на воспитанника не должна быть долговременной и мелкой;

-   никогда не следует сетовать на отсутствие уважения воспитанника и высказывать ему об этом, уважение нужно заслужить своим поведением;

-    ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество своего положения; чем больше учитель подчеркивает свое превосходство перед учеником, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его требованиям;

-    если учитель чувствует и осознает, что он оказался по стечению обстоятельств виноватым перед своим воспитанником, он обязательно должен извиниться, это в большой мере смягчает его положение;

-    педагог никогда не должен «одергивать» своего ученика, когда последний говорит неприятные для него факты; он обязан выслушивать и горькую правду, не теряя при этом самообладания;

-    никогда не следует напоминать ученику о его физических недостатках (если они есть); не следует часто говорить и о приобретенных им недостатках, если они осознаются самим учащимся;

-    целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение;

-    всегда, при любых обстоятельствах, нужно поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях;

-    в работе с учащимися следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника;

-    учителю следует всегда стараться разряжать натянутую обстановку (если она сложилась), не навязывая своей воли и не используя положения старшего.

 

 

 

свернуть

"ХОЧУ" И "НАДО" В ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКА

"ХОЧУ" И "НАДО" В ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКА.

Трудно найти ребёнка, который шёл бы в первый класс с сознательным намерением учиться плохо. На вопрос: "Как ты будешь учиться?" - дети, как правило, отвечают: "Хорошо!"

Однако переход к новой жизни может сопровождаться и такими переживаниями, как неуверенность в своих силах, сомнения в своей способности справиться со всеми требованиями новой социальной роли. Можно даже сказать, что где-то в глубине души эти переживания в той или иной степени свойственны большинству первоклассников: поступление в школу - это эмоционально напряжённая ситуация.

И здесь очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребёнка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые - учителя и родители; насколько доступной и своевременной будет возможность психологической поддержки в каких-то критических ситуациях.

Как определить - благополучно или неблагополучно происходит включение первоклассника в школьную жизнь?

Первый показатель социального и эмоционального благополучия - это то, что ребёнок всегда идёт в школу с желанием и радостью. Соответственно, отсутствие желания и радости - сигнал неблагополучия и необходимости обсудить проблему с учителем или психологом (или, в идеале, с обоими вместе).

Связь положительных эмоций со школой очень важна, так как создаёт благоприятный фон для основного содержания школьной жизни - узнавание нового, то есть процесса восприятия и усвоения определённой информации. Трудности часто возникают из-за того, что определена эта информация государственной программой обязательной для всех, не всегда совпадающей с интересом данного конкретного ребёнка в данный конкретный момент. Каким бы ни был мастером своего дела учитель, от ученика в школьной ситуации всегда требуется волевое усилие, способность к целенаправленному действию, к саморегуляции. Энергию для такого усилия могут давать положительные эмоции (а отрицательные - отнимать). Поэтому положительный эмоциональный фон, связанный со школой - необходимое условие для успешной адаптации к школьному обучению. Необходимое - но недостаточное. Дело в том, что первоклассника на первых порах может радовать сам факт его новой социальной роли, признание в семье значимости его занятий, появившиеся у него новые предметы - портфель, учебники, тетради, а также общение с новыми друзьями и другие обстоятельства прямо не связанные с обучением.

Поэтому не меньшее значение имеет второй признак успешного включения в учебную деятельность: это осознанное желание именно УЧИТЬСЯ, а не просто ходить в школу.

Что это значит для ребёнка - "учиться"? Когда, при поступлении в школу, его об этом спрашивают, то признаком психологической готовности к школьному обучению считается ответ: "Узнавать новое, учиться делать то, что не умел раньше". Если же спросить: "А что значить ХОРОШО учиться?" - логичным было бы высказывание: "Узнавать больше, всё запоминать, быстро и правильно делать то, чему научился". Однако уже для многих дошкольников (и практически для всех школьников) "хорошо учиться" - значит "получать хорошие оценки".

Таким образом происходит смещение цели с внутреннего на внешнее, СОБСТВЕННОГО желания и интереса К ПРОЦЕССУ учебной деятельности на ЧУЖОЕ восприятие её РЕЗУЛЬТАТА.

Почему это происходит? Дети ориентируются на взрослых. А родители редко спрашивают: "Что ты сегодня узнал нового? Чему научился? Что было интересного?". Чаще - "Какие отметки получил?"

Ориентация на внешнюю оценку, на мнение авторитета, которым в данном случае является учитель - сама по себе не может рассматриваться как отрицательное явление. Это один из важных психологических механизмов социального взаимодействия, без которого общественная жизнь сильно бы затруднилось. Однако если целью учения становятся только оценки - ребёнку трудно бывает сохранить внутренний стимул, то что в научной психологии называют "познавательной мотивацией", а в житейской - любознательностью, то есть собственной потребностью в получении знаний. Но именно потребности дают человеку энергию для жизни. Их отсутствие взрослый человек восполняет силой своей воли, то есть произвольной регуляцией своих действий через понятия "надо", "должен".

У семилетних детей такая произвольная регуляция только начинает формироваться, её недостаточно, чтобы полностью заменить действия на основе потребностей, - желаний и интересов. И тогда волю ребёнка заменяет воля родителей.

В обыденной жизни это проявляется в том, как происходит выполнение домашних заданий: под жёстким контролем (волей!) родителей или просто при их заинтересованном участии, с признанием главным лицом в этом процессе самого ребёнка.

Это третий показатель благополучия или неблагополучия при включении в школьную ситуацию: чувства и желания ребёнка по поводу домашних заданий.

Потеря внутренней познавательной потребности ведёт к тому, что у ребёнка нарушается гармония между "хочу" и "надо" в его основной деятельности - учебной. Психика в этом случае может не справиться с господством "надо", и в итоге у ребёнка может возникнуть либо стойкое отвращение к учёбе с последующей неуспеваемостью, либо так называемые "школьные неврозы".

В сентябре проблема школьной адаптации стоит не только перед первоклассниками. Резкий переход от длительной свободы и отдыха к жизни, подчиненный строгим правилам и обязанностям достаточно труден для школьников любого возраста. Скорость и успешность их включения в учебную деятельность зависит не только от внешних факторов (обстановка в школе и семье), но и от индивидуальных особенностей детей - характера, темперамента, привычек.

свернуть