Энергазберажэнне

С 8 по 11 ноября 2022 г. Департамент по энергоэффективности Госстандарта проводит республиканскую информационно-образовательную акцию «Беларусь – энергоэффективная страна» под девизом «В едином движении к лучшему!». Она приурочена к международному Дню энергосбережения, который ежегодно отмечается 11 ноября.

Целью проведения данной акции является повышение осведомленности населения о возможных способах и методах повышения эффективности использования энергоресурсов, в том числе и в повседневной жизни, что является одной из важных мер по улучшению благосостояния граждан и экономического роста страны в целом.

Принимая во внимание, что повышение энергоэффективности, реализация мероприятий в сфере энергосбережения во многом зависит от мобилизации усилий всех государственных структур, Департамент по энергоэффективности предлагает присоединиться к республиканской информационно-образовательной акции и принять активное участие в информировании сотрудников о важности эффективного использования энергоресурсов, способах энергосбережения в быту.

 

Информационные материалы размещены на сайте Департамента по энергоэффективности Госстандарта (energoeffeсt.gov.by), а на официальном YouTube-канале Департамента – социальные видеоролики по энергосбережению.

 

Задание 2-1. Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования

Дата выполнения: сентябрь 2020

Целевые группы: учащиеся 7 класс

Количество участников: 9 учащихся

Список учащихся:

1.  Гладкий Александр.

2.  Гурецкий Илья.

3.  Карнило Максим

4.  Мащёнский Юрий

5.  Мурашко Анастасия

6.  Пивоварчик Владислав

7.  Сасновская Кристина

8.  Стальмашук Даминика

9.  Чубрик Анастасия

В современных условиях одним из ключевых направлений в деятельности школы является экономное и рациональное использование энергоресурсов.

Для этого необходимо выяснить, какие именно лампы, электроприборы или техника составляют большую долю потребления электроэнергии в школе.

Перед собой мы ставим проблему «Определить, какое количество электроэнергии потребляет наша школа? Найти способы экономии электроэнергии».

 И так была поставлена цель: выяснить, путем подсчетов, количество электроэнергии, потребляемое в школе за один день. А также обобщить наши знания об электричестве в целом, а так же о приборах, работающих при помощи него. Ну и естественно мы подумали и о способах снижения расходов на электроэнергию.

    С 14 по 18 сентября мы посчитали общее количество всех ламп каждого вида, используемых для освещения в школе, записав их мощность, а также количество мониторов, системных блоков, принтеров и других используемых электроприборов. Для удобства составили таблицы для учителей и уборщиц школы, по которым можно было оценить в течение какого времени ежедневно используется тот или иной прибор, лампа освещения. Учителя в течение дня записывали, сколько было проведено уроков со светом, выключали ли они свет во время перемен, открывали ли жалюзи в кабинете для поступления естественного света, в течение какого времени они использовали технические средства. Уборщицы были опрошены по тем же вопросам про коридоры, лестницы и подсобные помещения. Мы считали общее количество работы в часах для каждого вида ламп и приборов отдельно за день. В течение недели проводились наблюдения за кабинетами в школе, приходили в школу раньше, и записывали время, когда был включен свет в каждом кабинете, когда его отключали. Для определения энергопотребления необходимо мощность прибора умножить на продолжительность его работы. Отдельно для каждого вида ламп и электроприборов сосчитали общее время их работы..

 

Анализ полученных данных.

Расход электроэнергии на освещение в среднем за сутки

Освещение

Оборудование

Количество, штук

Мощность, Вт

Время работы, ч.

Количество эл. энергии в сутки, Вт

лампы дневного света

407

30

 1

12210

прожекторы

6

300

 1

1800

Итого

383

 

 

14010

Таким же образом определили затраты электроэнергии на остальное электрооборудование.

Компьютерная техника

 

Оборудование

Количество, штук

Мощность, вт

Время работы, ч.

Количество эл. энергии в сутки, Вт

компьютеры

11

3

4

132

проекторы

1

170

1

170

Ноутбук

10

2

4

80

Принтеры

4

25

1

100

Итого

 
 
 

482

Электрооборудование

 

Оборудование

Количество, штук

Мощность, вт

Время работы, ч.

Количество эл. энергии в сутки, Вт

плита

1

3400

5

17000

холодильник

4

15

24

1440

духовка

1

1000

3

3000

бойлер

5

1500

1

7500

машинка ш

2

65

1

130

Итого

 
 
 

29070

Общий результат

Название оборудования

Количество киловатт

Стоимость 1 кВт

Стоимость затраченной энергии

Освещение

14,010

0,32

 4,4832

Компьютерная техника

0,482

0,32

0,152

Электроприборы

29,070

0,32

9,3024

Итого

43,562

0,32

13,93984

По нашим расчетам ежедневное потребление электроэнергии в школе составляет 43,56 кВт. Можно ли считать, что этот результат достоверным? Да, потому что он почти совпадает с реальным значением потреблением электроэнергии в день. По показаниям счетчика за сентябрь месяц в среднем за 1 сутки получилось 43,3 кВт.

    Способы снижения электроэнергии

Энергопотребление осветительной ус­тановки за некоторый период определяет­ся мощностью осветительного оборудова­ния и его суммарной наработкой за этот период. Значит, снизить потребление элек­троэнергии возможно двумя основными способами: снижением номинальной (либо текущей) мощности освещения и уменьше­нием времени работы. Причем это не должно приводить к снижению качества освещения.

Во-первых, возможно несколько сни­зить световой поток (и, как результат, мощность) ламп в начальный период их эксплуатации, когда отдаваемый новыми лампами световой поток превосходит не­обходимое значение. По мере старения ламп он может быть плавно увеличен, что, помимо экономии электроэнергии, обеспечивает и повышенную стабильность освещения во времени.

В-вторых, если принять во внимание наличие в помещениях естественного осве­щения в светлое время суток, даже сниженная за счет компенсации указанных избыт­ков освещенности мощность светильников окажется завышенной по сравнению с не­обходимой. Рациональным использовани­ем дневного освещения (переходом от ис­кусственного освещения к комбинирован­ному) удается добиться наиболее значи­тельной экономии энергии, так как во мно­гие моменты времени суток светильники могут быть вообще отключены либо включены на минимальную мощность (1-10% от номинальной). Экономия элект­роэнергии при этом составит 25-40%.  

Указать на схематическом плане здания учреждения образования, размещенном в общедоступном месте, основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы.

Дата выполнения: сентябрь-октябрь 2020 г.

Место выполнения: учреждение образования

Участники: учащиеся 6 класса

Количество участников: 3 человека

Список учащихся:

Белевич Евгений

Литвин Виктория

Ничипор Надежда

   

Перед нами была поставлена задача – выяснить, где в учреждении образования находятся приборы, потребляющие электроэнергию, определить мощность и режим работы данных приборов.

Чтобы справится с данной задачей, мы обратились к заведующей хозяйством учреждения образования Буйдо Н.Ф.. Она нам показала подсобное помещение, в котором находится электросчетчик учета электроэнергии. Его мощность – 109 кВт, режим работы – 8.00-18.00.

Было выяснено, что при при помощи его можно отключить электроэнергию в любом классе, в любом школьном помещении.

 

На схематическом плане здания учреждения образования мы указали местонахождение электросчетчика учета электроэнергии а также приборов, потребляющих электроэнергию. На стенде учреждения образования разместили информацию о потреблении электроэнергии в учреждении образования.

 

 

Приборы, потребляющие электроэнергию в учреждении образования

Задание 2-2. Провести изучение расходования тепла в учреждении образования

Цель: изучить источники тепла и места его потери в школе

Задачи:

·       Исследовать тепловые потери здания школы;

·       Выявить причины потери тепла;

·       Разработать рекомендации по теплосбережению.

ЗАДАЧИ:

1. Создать инициативную группу.

2. Изучить степень знаний учащихся о тепловых потерях здания школы.

3. Ознакомиться с основными тепла в школе.

4. Провести мониторинг потребления тепла в школе.

5. Создать план мероприятий по экономий тепла в школе , согласно результатам мониторинга.

6. Ознакомить с информацией исследования на общешкольном собраний родителей и учащихся школы, воспитанников детского сада.

7.Распределить виды деятельности учащимся для самостоятельной работы и работы в группе, в классе

8.Оценить эффективность внедрения теплосберегающих мероприятий

9.Ознакомить общественность с результатами работы.

Члены мониторинга по потреблению электроэнергии и тепла 6 учащихся 10 класса:

1.  Артюх Диана

2.  Бранавицкий Юрий

3.  Милош Валерия Андреевна

4.  Милош Валерия Руслановна

5.  Полешук Инна

6.  Стома Анастасия

 

Дата изучения: 19-24 декабря 2020 года

Куда уходит тепло? Тепло уходит через стены, пол, крыша и окна. Кроме того тепло теряется при вентиляции помещений. Для вычисление теплопотерь через ограждающие конструкции используют формулу:

 

где

Q – теплопотери, Вт

S – площадь конструкции, м2

T – разница температур между внутренним и наружным воздухом, °C

R – значение теплового сопротивления конструкции, м2•°C/Вт

Схема расчета такая – рассчитываем теплопотери отдельных элементов, суммируем и добавляем потери тепла при вентиляции.

Теперь посмотрим тепловое сопротивление используемых материалов.

Значение теплового сопротивления можно взять из таблицы тепловых сопротивлений 

Температура в помещении и на улице

Температуру в помещении мы определяли с помощью комнатных термометров.

 

Проведем исследование по следующим месяцам 

 

Средняя температура в помещении

Средняя температура на улице

Разница температур между внутренним и наружным воздухом

Октябрь

+19

+11

8

Ноябрь

+20

+2

18

Декабрь

+19

0

19

Посчитаем тепловые потери в декабре:

Q (пол) =  2901*19˚С/ 2,76 (м2*К)/Вт = 19970,65Вт = 19,97 кВт

Q (кровля) = 2810 м2 * 19°С / 4,05 (м2*К)/Вт = 13182,72Вт = 13,2 кВт

Q (окна) = 415,32 м2 * 19 °С / 0,40 (м2*К)/Вт = 19727,7Вт = 19,7 кВт

Q (стены) = 3300 м2 * 19 °С / 4,05 (м2*К)/Вт = 15481,48 Вт = 15,5 кВт

Получаем, что суммарные теплопотери через ограждающие конструкции составят:

Q (общая) = 19,97 + 13,2 + 19,7 + 15,5 = 68,37 кВт / ч

Для отопления здания в декабре необходима система отопления порядка выше 90 кВт/ч.

 

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Q

Площадь

Тепловое сопротивление

8

18

19

Пол

2810

2,76

8,4

18,9

25,2

Крыша

2810

4,05

5,6

13,1

16,7

Окна

638,4

0,4

8,3

19,7

24,9

Стены

3300

4,05

6,5

15,5

19,6

Итого

28,8

67,2

86,4

Сравним результаты, полученные по приборам

В нашей школе показание приборов учета тепла измеряются в Гигакалориях. Таким образом необходимо перевести единицы измерения.

1 Гкал = 1 163 кВт*часов

В среднем за день в школа потребляет 3 Гкал, следовательно в час 0,125 Гкал.

0,125 Гкал *1163кВт*ч = 145.4 кВт*ч

 

Месяц

Средняя за час по приборам, Гкал

кВт*часов

октябрь

0,1

116,3

ноябрь

0,12

139,56

декабрь

0,13

151,19

 

С данными рекомендациями и исследованиями были ознакомлены учащиеся старших классов на информационных и классных часах.

 

Указать на схематическом плане здания учреждения образования, размещенном в общедоступном месте, места потерь тепла. Разместить на стенде учреждения образования в общедоступном месте информацию о расходовании тепла в учреждении образования (с указанием даты выполнения задания и участников). Ежегодно обновлять информацию.

 Дата выполнения: ноябрь-декабрь 2020 г.

Место выполнения: учреждение образования,

Участники: учащиеся 6 класса

Количество участников: 3 человек

Список учащихся:

Голобурда Александр

Лисица Виктория

Тараскевич Ангелина

 

Перед нами была поставлена задача – выяснить, где в учреждении образования находятся места потерь тепла и сколько расходуется тепла в учреждении образования.

Мы обошли все классные кабинеты, лаборантские и дополнительные помещения школы и выяснили, что все кабинеты оснащены защитными экранами, поэтому потерь тепла в школе нет. Далее мы обратились к  заведующей хозяйством учреждения образования Буйдо Н.Ф.. Она нам показала котельную, в которой находится прибор, который ведет учет потребляемого тепла. Это теплосчетчик «Струмень ТС-05». Тепло, расходуемое в школе ГКЛ- 693,92.

На схематическом плане здания учреждения образования мы указали прибор учета тепла. На стенде учреждения образования разместили информацию о  расходовании тепла  в учреждении образования.

 

 
 

Задание 2-3. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждений образования и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год

План учреждения мероприятия

 по вопросам электрогосбережения

 

 

п/п

Проводимая работа

Сроки

1.

Создание энергетического патруля

Сентябрь

2

Включение в работу методических объединений учителей физики, химии, биологии, географии, классных руководителей;  вопросов по формированию у обучающихся экономного и бережного отношения к использованию производственных и природных ресурсов

Сентябрь

3

Обобщение и распространение передового опыта организации учебно-методической и воспитательной работы с учащимися и родителями в области электросбережения, обновление соответствующих банков данных

На протяжении учебного года

4

Продолжение работы факультативов,  кружков, проведение циклов классных и информационных часов по вопросам экономии и бережливости,

На протяжении учебного года

5.

Конкурс рисунков « Электричество вокруг нас »

Октябрь

6

Пионерский субботник «Мой труд вливается в труд моей Родины»

Октябрь

7.

Создание мультимедийных презентации  по вопросам электросбережения

Ноябрь

8

Конкурс поделок из бросовых материалов среди младших школьников «Сделаем мир чище»

Ноябрь

9.

Проведение классных часов по вопросам электросбережения

Декабрь

10

Проведение Декады экономии и бережливости

Декабрь

11

Проведение классных родительских собраний

Январь

12

Вступление агитбригады в рамках недели

« Сохраним нашу Землю»

Февраль

12.

Конкурс сочинений «Возобновляемые источники энергии»

Март

13.

Конкурс проектов «Хочешь быть богатым -  умей экономить»

Апрель

14

Культурно-экологическая акция «День Земли»

 

Апрель

15

Месячник леса «Охрана лесов – приумножение национального достояния»

 

Апрель

16.

Проведение экологической акции «Моя малая Родина»

Май

17.

День вопросов и ответов по электросбережению

Ежемесячно

План действий учреждения образования

по сбережению тепла

 

Содержание

Сроки проведения

Ответственные

1

Создание инициативных групп по информированию и контролю за сбережением тепла и электроэнергии в учреждении.

Октябрь

Администрация школы

2

Размещение возле в входных дверей «Закрывайте двери», «Береги тепло»

апрель

Инициативная группа

3

Утепление оконных рам

Октябрь

техперсонал

4

Соблюдение режима проветривания.

Постоянно

Учителя - предметники

5

Проведение анкетирования с учащимися «Правила сохранения тепла».

Декабрь

Учителя начальной школы

6

Размещение в информационных уголках правила по экономии тепла

Сентябрь

Классные руководители

7

Конкурс рисунков «Зачем беречь тепло »

Ноябрь

Классные руководители 5-11 кл.

8

Снятие показаний потребления тепла по приборам учета.

Октябрь - март

Заведующая по хозяйству

9

Информирование общественности об объемах расходования тепла в учреждении за истекший месяц.

Октябрь - март

Заведующая по хозяйству

10

Проведение игр, бесед и других форм работы с участниками  по теплосбережению.

В течение года

Классные руководители

11

Выступление инициативной группы  перед родителями с представлением наглядных материалов, памяток  по теплосбережению

Сентябрь

Инициативная группа

12

Своевременное извещение администрации  о неисправности отопления.

По мере необходимости

Все члены коллектива, заведующая по хозяйственной части

13

Подготовка учреждения к отопительному сезону

Июль

Администрация,

заведующая по хозяйственной части

 
 

Задание 2-5. Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома

Дата выполнения: апрель-май 2020 г.

Место выполнения: учреждение образования, место жительства учащихся

Участники: учащиеся 1-11 классов

Количество участников: 20 человек

Список учащихся:

Инициативная группа:

1.      Малявка С. -1 класс.

2.      Шушкевич А-2 класс.

3.      Милош Е. – 3 класс.

4.      Берзух А. – 4 класс.

5.      Литвин В. – 5 класс.

6.      Чубрик А. – 6 класс.

7.      Адашкевич З. – 7 класс.

8.      Федасюк А. – 8 класс.

9.      Стома А. – 9 класс.

10. Лисица Ю. – 10 класс.

11.  Арцюх Н. – 11 класс.

Члены мониторинга по потреблению электроэнергий и тепла:

1.      Гладкий Александр.

2.      Гурецкий Илья.

3.      Карнило Максим

4.      Мащёнский Юрий

5.      Мурашко Анастасия

6.      Пивоварчик Владислав

7.      Сасновская Кристина

8.      Стальмашук Даминика

9.      Чубрик Анастасия

 

ЦЕЛИ: формировать у учащихся рациональное использование энергоресурсов дома, повышения культуры обращения с энергоресурсами, выявления и распространения эффективного опыта по организации энергосбережения; привлечь учащихся и их родителей работе по сокращению потребления энергии, воспитание экологического сознания у учащихся и их родителей , охране окружающей среды.

ЗАДАЧИ:

1. Создать инициативную группу.

2. Изучить степень знаний учащихся и их родителей о проблемах, связанных с  энергосбережение.

3.Ознакомить с информацией о проекте среди на общешкольном собраний родителей и учащихся школы, воспитанников детского сада.

4.Ознакомиться с основными способами экономий электроэнергии и тепла в доме.

5. Провести мониторинг потребления электроэнергии дома учащихся 6 класса,

6. Создать план мероприятий по экономий электроэнергии и тепла дома, согласно результатам мониторинга.

7.Распределить виды деятельности учащимся для самостоятельной работы и работы в группе, в классе

8. Использования  низкозатратных практико-ориентированных мероприятий по энергосбережению дома.

 9.Оценить эффективность внедрения энергосберегающих мероприятий

10.Ознакомить общественность с результатами работы.

 

На первом этапе была создана инициативная группа из представителей учащихся всех классов школы .

На втором этапе учащиеся и их родители ознакомлены с предстоящим проектом. Проведено анкетирование по вопросам электро и теплосбережению.

На третьем этапе проведено родительское собрание с целью ознакомления всех с целями и задачами проекта

На четвертом  этапе посетили Новогрудские электросети, где ознакомились с основными способами электросбережения дома. Посетили кательню в школе и ознакомились с возможными потерями тепла дома.

На пятом  этапе участники учатся измерять количество энергозатрат и планируют самостоятельные действия по энергосбережению у себя дома.

 Участники проекта работают самостоятельно, выполняя действия соответствии с инструкциями. 

 На шестом  этапе учащиеся рассказывают результаты своих исследовании . Проводится общешкольном мероприятии "Экономия электроэнергии без снижения качества жизни ". Создания плана мероприятии по экономии тепла и электроэнергии.

 

 Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома

  На данном этапе инициативная группа проекта создают мультимедийную презентацию с которой , с целью пропаганды энергосбережения, посещают детский сад и начальные классы. Также инициативной группой выпущена листовка и снят видеоролик по энергосбережению.

 

ВЫВОД: Снижение потребления электричества без снижения качества жизни и ущерба для привычек жизни человека экономит электроэнергию, при этом бюджет семьи возрастает.

 

Видеоролики по электросбережению