Задание 1-1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории республиканского ландшафтного заказника «Свитязянский»
Дата выполнения: май, июнь 2020 года.
Участники: учащиеся 8 класса.
Количество участников – 6 человек.
Список учащихся:
1. Милош Дмитрий
2. Новик Валерия
3. Решетник Рената
4. Смолко Полина
5. Федосюк Анна
6. Хомич Яна
В рамках выполнения задания бы предпринято 4 похода в республиканский ландшафтный заказник «Свитязянский». Найденные растения фотографировались, определялись с помощию определителя, заносились на картосхему. По результатам изучения найдено 10 растений. Изучение проводилось в квадратах 52 и 54.
Картосхема республиканского ландшафтного заказника «Свитязянский»
Задание 1-2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования
Время изучения: июнь-август 2020 года.
Всего участников: ученики 8 класса.
Список учащихся:
1. Милош Дмитрий
2. Новик Валерия
3. Решетник Рената
4. Смолко Полина
5. Федосюк Анна
6. Хомич Яна
Выполненные мероприятия:
Взяли квадратную рамку со стороной 1м, учащиеся провели подсчет растений на участках:
«Квадрат №1» парк дендрарий (затемненное место);
«Квадрат №2» школьный стадион (солнечное место);
«Квадрат №3» участок, без кошения (солнечное место);
«Квадрат №4» обочина парка (солнечное место, скашиваемый участок).
1. Видовой состав растений «квадрат №1» парк дендрарий (затемненное место).
№ п/п |
Название растений |
Количество |
1. |
Одуванчик лекарственный |
14 |
2. |
Клевер белый |
11 |
3. |
Клевер розовый |
7 |
4. |
Пырей ползучий |
4 |
5. |
Ландыш |
2 |
6. |
Гравилад городской |
11 |
7. |
Земляника лесная |
12 |
Всего: |
61 |
2. Видовой состав растений «квадрат №2» школьный стадион (солнечное место)
№ п/п |
Название растений |
Количество |
1. |
Пырей ползучий |
21 |
2. |
Подорожник большой |
9 |
3. |
Чина луговая |
8 |
4. |
Одуванчик лекарственный |
10 |
5. |
Мятлик луговой |
25 |
Всего: |
73 |
3. Видовой состав растений «Квадрат №3» участок, без кошения (солнечное место)
№ п/п |
Название растений |
Количество |
1. |
Одуванчик лекарственный |
8 |
2. |
Мятлик луговой |
21 |
3. |
Василек синий |
4 |
4. |
Тимофеевка луговая |
9 |
5. |
Костер безостый луговой |
10 |
6. |
Клевер красный |
3 |
7. |
Пижма |
1 |
8. |
Тысячелистник обыкновенный |
2 |
9. |
Чина луговая |
7 |
10. |
Щавель кислый |
12 |
11. |
Пырей ползучий |
31 |
12. |
Девясил |
4 |
13. |
Донник |
9 |
Всего: |
121 |
4. Видовой состав растений «квадрат №4» обочина парка (солнечное место, скашиваемый участок).
№ п/п |
Название растений |
Количество |
1. |
Пырей ползучий |
22 |
2. |
Клевер белый |
11 |
3. |
Одуванчик лекарственный |
5 |
4. |
Вероника дубравная |
8 |
Всего: |
46 |
Результаты: изучая различные участки видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условия произрастания, можем сделать следующие выводы.
На распространение видового разнообразия влияет как антропогенная нагрузка, также и условия освещения данного участка. Изучая видовой состав, можем сказать, что наиболее богат по количеству и видовому разнообразию участок без кошения (солнечная территория). На участках затемнённых, а также которые попадают под скашивания видовое разнообразие очень бедное. Отмечено, что на скашиваемых участках растения произрастают пучками из небольшого количества побегов. В затемненных местах виды растут обособленно друг от друга. При анализе видового разнообразия всех участков обнаружено, что на всех них встречаются пырей ползучий, одуванчик лекарственный.
Вывод: выявлены закономерности распределения растений на пришкольной территории в зависимости от условий среды обитания. Установлено, что на участке с постоянным антропогенным воздействием видовой состав и число растений наименьший, наибольшие показатели на солнечном, оставленном без кошения участке.
Задание 1-3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования
Дата выполнения: июнь-август 2020г.
Участники: учащиеся 5-6 классов
Количество участников – 8 человек
Список учащихся:
1.Евсей Никита
2.Писарик Доминика
3.Берзух Артём
4.Тихонович Вадим
5.Карнилова Маргарита
6.Кленовский Илья
7.Литвин Виктория
8.Тараскевич Ангелина
С целью определения на территории учреждения образования местонахождения аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников нами была проведена следующая работа: экскурсии в парк-дендрарий – 5, воспитательных мероприятий – 3, практических работ на местности и в классе по определению растений – 2.
Проис-хождение вида |
Деревья, кустарники, |
Количество на территории |
Аборигенные виды |
береза обыкновенная |
45 |
дуб черешчатый |
4 |
|
калина красная |
3 |
|
рябина обыкновенная |
5 |
|
черемуха обыкновенная |
3 |
|
ель обыкновенная |
12 |
|
сосна обыкновенная |
9 |
|
липа обыкновенная |
32 |
|
липа мелколистная |
2 |
|
осина |
12 |
|
лещина обыкновенная |
8 |
|
клён обыкновенный |
27 |
|
ясень обыкновенный |
5 |
|
сирень |
7 |
|
ольха |
25 |
|
Интродуцированные виды |
Деревья, кустарники, |
Количество на территории |
клён ясенелистный |
4 |
|
бархат амурский |
4 |
|
айлант (китайский ясень) |
2 |
|
клён серебристый |
5 |
|
клён-явор |
3 |
|
каштан конский |
5 |
|
лиственница сибирская |
9 |
|
пихта кавказская |
1 |
|
тополь канадский |
|
|
тополь серебристый |
3 |
|
тополь волосистоплодный |
5 |
|
дуб красный (северный) |
3 |
|
орех манчжурский |
1 |
|
орех грецкий |
4 |
|
сосна кедровая европейская |
12 |
|
можжевельник казацкий |
3 |
|
айва японская |
2 |
|
барбарис Тунберга |
5 |
|
акация желтая |
1 |
|
арония черноплодная |
1 |
|
форзиция |
2 |
|
вейгела гибридная |
3 |
|
туя западная |
3 |
|
туя шаровидная |
3 |
|
самшит вечнозелёный |
1 |
|
рододендрон |
2 |
|
боярышник |
2 |
|
бересклет европейский |
2 |
Задание 1-4. Изучить разнообразие птиц на территории республиканского ландшафтного заказника «Свитязянский»
Дата выполнения: май-июль 2020г.
Участники: учащиеся 2 класса
Количество участников – 5 человек
Список учащихся:
1. Карач Евгений
2. Карачун Артём
3. Мащёнский Матвей
4. Рогозик Анастасия
5. Шушкевич Алина
С целью определения на территории республиканского ландшафтного заказника «Свитязянский» местонахождения 10 видов птиц нами была проведена следующая работа.
Мы обратились к интернет-источникам и узнали что ландшафтный заказник Республиканского значения «Свитязянский» создан в 1970 году для охраны уникального озёрно-лесного комплекса. Площадь его составляет 1182,7 гектара. На территории заказника существует 98 видов птиц. В границах заказника отмечено 5 видов редких и находящихся под угрозой исчезновения птиц, включенных в Красную книгу Республики Беларусь: черный аист, малый подорлик, чеглок, домовый сыч, длиннохвостая неясыть.
С целью закрепления представлений о перелётных и зимующих птицах, их важности в природе и жизни человека нами было проведено КТД «Рассели птиц по своим квартирам».
С целью изучения жизни и повадок птиц, нахождения отличительных черт и распознавания наиболее распространенных птиц нами была проведена игра «Орнитологи», «Верите или нет», « Узнай птицу по описанию», «Птичий разговор».
После этого мы отправились на территорию заказника «Свитязянский». Свои походы в лес мы решили называть значимо и красиво - экспедициями. Экспедиция - это путешествие со специальной целью, а у нас была цель - определить на территории республиканского ландшафтного заказника «Свитязянский» местонахождение 10 видов птиц. Большую помощь в наших поисках оказывал лесничий Свитязянского лесничества Королько А.Н.
Всего за период с апреля по июль 2020 года было проведено несколько походов. Часто мы возвращались ничего не обнаружив.
И вот удача! В конце мая в квартале 57 мы увидели чёрного дятла (желну), поползня, сойку, зяблика (2 особи в 2 наблюдениях) белого аиста (3 особи в 2 наблюдениях), мухоловку и гоголя.
В первые дни июля, обследуя квартал 54 заказника, мы разыскали трясогузку, крякву (5 особей в 2 наблюдениях), малого пёстрого дятла (2 особи в 2 наблюдениях), зеленушку и чомгу (2 особи). Таким образом, мы обнаружили в заказнике 12 разных птиц, чем перевыполнили план наших экспедиций.
Задание 1-5. Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования
Дата выполнения: июнь 2020 года
Участники: учащиеся 4 класса,
Количество участников – 6 человек
Список учащихся:
1. Берзух Артём
2. Евсей Никита
3. Карнилова Маргарита
4. Хомия Иван
5. Тиханович Вадим
6. Писарик Доминика
Учащиеся в ходе экскурсии «Видовое разнообразие насекомых в окрестностях школы» изучили напочвенных насекомых, насекомых «дикого луга». Ребята провели отлов насекомых с помощью ловушек и сачков, изучили внешнее строение насекомых, сфотографировали и определили виды насекомых, прилетающих на цветы.
Экскурсии предшествовали несколько классных мероприятий по изучению видов насекомых: «Наши шестиногие друзья», «Узнаем вас в лицо».
В ходе исследование было обнаружено 12 насекомых. Многих из них мы находили не в одном месте на пришкольном участке.
Задание 1-7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
Дата выполнения: декабрь 2020г.
Участники: учащиеся 2 класса
Количество участников – 7 человек
Список учащихся:
1. Дубовик Кристина
2. Решетник Роман
3. Малявко Станислав
4. Вешко Максим
5. Потоцкая Кристина
6. Берзух Артём
7. Тараскевич Кирилл
В зимний период наши пернатые друзья нуждаются в нашей заботе. И мы решили им помочь. Акция «Поможем пернатому другу» прошла очень активно. Учащиеся изготовили дома кормушки и мы развесили их в школьном парке-дендрарии, на поляне птиц, на детской площадке. Всего было изготовлено 10 кормушек и развешены в 5 местах. Регулярно кормили пернатых
Задание 1-10. Создать и размесить на территории учреждения образования «Клумбу для бабочек».
Дата выполнения: март 2020 года - май 2020 года
Место выполнения: территория учреждение образования,
Участники: учащиеся 3 класса
Количество участников: 8 человек
Список учащихся:
1. Вильбик Глеб
2. Волошко Валерия
3. Галабурдо Михаил
4. Гурецкая Дарья
5. Милош Егор
6. Пивоварчик Дмитрий
7. Писарик Виктория
8. Попова Анастасия
Нам очень повезло жить в прекраснейшем уголке Беларуси – Свитязянском крае и учиться в самой красивой Валевской школе. У нас очень большая пришкольная территория, есть свой парк-дендрарий и очень хочется, чтобы весь школьный двор становился всё краше и краше. Мы, хоть и младшие школьники, но очень стараемся внести в это общее дело и свой вклад. Мы решили, используя элементы простейшего ландшафтного дизайна, создать цветочную клумбу, не совсем обыкновенную, а в форме большой бабочки, на которая, станет своеобразным домом для маленьких настоящих бабочек. Мы уверены, что наш проект придаст необыкновенную красоту и современность нашему школьному двору.
Нам так хотелось приблизить это время, поэтому мы начали к нему готовиться заранее.
Действовали мы по плану:
1. "Ищи идею" - проведение социологического опроса на тему: "Отношение школьного коллектива к проблемам озеленения" - март
2. «Юные дизайнеры» - составление плана-схемы участка и клумбы - март
3. «Действуем!» - подготовка почвы, посев семян цветов на рассаду, уход за рассадой - март
5. «Солнышко пригрело!» - разбивка клумбы – апрель-май
Мы изучили разнообразие цветочных сортов, которые подходят к нашей местности, составили проекты разных контурных и цветовых решений клумбы. Чтобы время цветения было раньше и продолжительнее, мы уже в зимний период начали выращивать на окне цветочную рассаду.
Пришлось даже ознакомиться с профессией оформителя в садово-парковом и ландшафтном строительстве. Полученные на уроках «Человек и мир» знания, а на уроках труда навыки и умения решили отразить в выполнении своего проекта. Мы учились различать виды цветов, сочетать цвета и подбирать сорта цветущих растений.
Из всех известных нам сортов цветов мы, посоветовавшись с учителем биологии выбрали шесть:
1) Петуния
2) Анютины глазки
3) Агератум
4) Алиссум
5) Первоцветы
6) Маргаритки
(в последующем будем досаживать новые сорта цветов)
Высаживали рассаду постепенно, начиная с первоцветов. Чтобы клумба радовала глаз, необходимо постоянно за ней ухаживать. Уход за цветником происходит в несколько этапов:
Рыхление почвы и прополка. Для того чтобы цветы росли нормально, необходимо рыхлить грунт. И регулярно, по мере отрастания сорняков, проводить борьбу с ними.
Полив. Это основной процесс ухода за цветочными растениями. В сухие и солнечные дни мы поливали цветы ежедневно. Чтобы не было на листве солнечных ожогов, мы выбрали оптимальное время для полива - утро (до 10 часов) и вечер (после 18). Полив надо проводить аккуратно, строго под корни.
Подкормка. Правильное развитие растений зависит от обеспечения их элементами питания. Наиболее важные макроэлементы - это азот, фосфор и кальций. Азот способствует более мощному развитию, но он легко вымывается из почвы, поэтому его следует периодически пополнять. Фосфор ускоряет цветение, необходим для развития корней, повышает устойчивость к засухе и морозоустойчивость. Подкормка у нас была жидкая.
Уход за надземной частью растений. Это несложный процесс, заключающийся в удалении отмерших листьев и побегов, а так же в прищипке побегов для продления периода цветения на несколько недель. Всё это мы научились делать своими руками.
Задание 1-12.Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории учреждения образования «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых
Дата выполнения: апрель-май 2020 года.
Место выполнения: пришкольная территория
Участники: учащиеся 2-4 классов, учащиеся 11 класса,
Количество участников: 25 человек
Список учащихся:
1. Хомич Иван
2.Тихонович Вадим
3.Кленовский Илья
4.Мащёнский Матвей
5.Гурецкая Дарья
6.Пивоварчик Дмитрий
7.Попова анастасия
8.Волошко Валерия
9.Гурецкий Илья
10.Стома Илья
11.Мурашко Анастасия
12.Карач Евгений
13. Артюх Надежда, учащаяся 11 класса
14. Галабурдо Сергей, учащийся 11 класса
15. Егольницкий Богдан, учащийся 11 класса
16. Игнатьева Надежда, учащаяся 11 класса
17. Кандратюк Алексей, учащийся 11 класса
18. Карнилова Ульяна, учащаяся 11 класса
Организована посадка местных видов деревьев. Прошла акция «Аллея барбарисов», организованная выпускниками 2020 года, учащимися 11 класса. Воспитанники ГПД принимали посильно участие в посадке растений и уходе за ними. Было высажено 5 кустов Барбариса Тунберга.
Также в рамках оборудования новой ботанической площадки «Лесная аптека» воспитанники ГПД посадили 3 саженца рябины обыкновенной и 1 саженец калины обыкновенной.
В мае 2020 г на пришкольной территории создан «Дикий луг» площадью 25 метров квадратных. Территория дикого луга огорожена. Сделаны фотоснимки. Его размещение обозначено на картосхеме пришкольной территории. В последующем планируется сделать ограждение территории дикого луга, на его территории планируется разместить убежища для беспозвоночных животных.
В мае-июне 2020 года на территории учреждения была создана ботаническая площадка "Лесная аптека" с лекарственными растениями.
Идея создать на территории учреждения образования ботаническую площадку с лекарственными растениями возникла давно с целью знакомства учащихся учреждений образования, туристов, местного населения с разнообразием полезной флоры на территории природного окружения учреждения образования, аг. Валевка, Республиканского ландшафтного заказника «Свитязянский», проведения научно-исследовательской и экспериментальной работы.
Выбор места для размещения клумбы был очень тщательным. Хотелось создать условия для комфортного роста многих растений и, в то же время, оборудовать эстетически оформленное место отдыха, эксклюзивную ботаническую площадку для проведения экскурсий и интерактивных образовательных программ.
Дизайн ботанической площадки разрабатывался нами самостоятельно, обсуждался в группах педагогов, других работников учреждения с членами клуба хранителей природных ландшафтов. Когда общий план площадки был утверждён на очередном заседании клуба, мы приступили к первым работам по её оборудованию.
Общая площадь всей ботанической площадки – более 50м². Клумба размещается на крутом склоне, размещённом перед фасадом здания и прилегающей на верхнем ярусе склона площадке.
Строительные работы были начаты весной 2020 года. В склон нами были горизонтально вкопаны заранее пропитанные антисептиком большие деревянные колодки, расположенные в три яруса. Они будут нести декоративную функцию (на них в сезон можно разместить лекарственные цветы в горшках из зимнего сада). Между колодками были возведены отдельные клумбы из камня. Кустарники перед склоном предварительно были срезаны и вытравлены. Здесь, в последующем будет выложена каменная или бетонная дорожка для удобства осмотра коллекции.
Первые растения для клумбы были собраны силами педагогов и учащихся в пределах природного окружения учреждения образования. Многие из растений высеивались весной на рассаду, пикировались и затем высаживались в заранее подготовленные клумбы. В последующем мы планируем обратиться в организации, выращивающие лекарственные растения: Центральный ботанический сад НАН Беларуси, КУП «Минская овощная фабрика», сеть магазинов «Зелёный мир», к индивидуальным предпринимателям.
Растения высаживаются как в каменные клумбы, между ними в грунт склона, так и на верхней горизонтальной площадке.
Нами разработан дизайн информационных табличек для каждого растения, на которых мы подписали вид на русском языке и латыни, описали его полезные свойства, сопроводили таблички фото и QR-кодом, чтобы у наших посетителей была возможность более подробно познакомиться с каждым видом. На нашем сайте – сайте клуба хранителей природных ландшафтов – имеются отдельные страницы для каждого вида растений, где даётся подробная информация о его полезных и вредных свойствах, показаниях и противопоказаниях для применения.
Нами уже высажены и описаны более 40 лекарственных растений:
Айва
Амарант
Бадан
Базилик обыкновенный
Барвинок
Берёза обыкновенная
Герань луговая
Девясил Высокий
Душица Обыкновенная
Очиток видный
Зверобой Продырявленный
Земляника лесная
Ирга
Иссоп Лекарственный
Календула
Калина обыкновенная
Колокольчик скученный
Котовник кошачий
Лаванда узколистная
Ландыш майский
Лопух большой (репейник)
Лимонник китайский
Магония подуболистная
Мать-и-мачеха
Мелисса Лекарственная
Мята Перечная
Настурция Большая
Огуречная Трава
Окопник лекарственный
Подорожник Большой
Полынь горькая
Полынь обыкновенная
Расторопша
Ромашка Аптечная
Рябина обыкновенная
Смородина чёрная
Тысячелистник
Фенхель Обыкновенный
Чабрец ползучий (Тимьян)
Хрен Деревенский (обыкновенный)
Цикорий лекарственный
Чистотел
Шалфей Лекарственный
Шиповник
Щитовник мужской
Эстрагон
Задание 1-13. Посетить и собрать информацию о республиканском ландшафтном заказнике «Свитязянский»
Ландшафтный заказник «Свитязянский»
История возникновения:
· в 1960 году озеро Свитязь с прилегающими кварталами леса были объявлены заказником областного значения;
· в 1966 Свитязянский природный комплекс был объявлен памятником природы;
· в 1970 стал государственным ландшафтным заказником.
Растения Свитязянского ландшафтного заказника,
занесённые в Красную книгу РБ
Растения леса
|
Водные растения |
Грибы |
Лишайники |
1. Баранец обыкновенный |
1. Каулиния гибкая |
1. Спарассис пластинчатый |
1. Лобария легочная |
2. Венерин башмачок настоящий |
2.Лобелия Дортмана
|
1. Спарассис курчавый |
2. Пелтигера горизонтальная |
3. Дремлик темно-красный |
3. Нителла грациозная |
|
|
4. Одноцветка одноцветковая |
4.Полушник озерный
|
|
|
5. Лилия кудреватая |
5.Прибрежница одноцветковая |
|
|
6. Любка зеленоцветковая |
|
|
|
7.Пальчатокоренник майский |
|
|
|
8. Пыльцеголовник красный |
|
|
|
9. Пыльцеголовник длиннолистный |
|
|
|
10. Тайник овальный |
|
|
|
11. Шпажник черепитчатый |
|
|
|
12. Ликоподиелла заливаемая |
|
|
|
13. Жирянка обыкновенная |
|
|
|
Категория охраны |
|||
I |
II |
III |
IV |
Каулиния гибкая |
Пелтигера горизонтальная |
Венерин башмачок настоящий |
Баранец обыкновенный |
Лобелия Дортманна |
|
Дремлик темно-красный |
Лилия кудреватая |
Прибрежница одноцветковая |
|
Одноцветка одноцветковая |
Тайник овальный |
Жирянка обыкновенная |
|
Любка зеленоцветковая |
Шпажник черепитчатый |
|
|
Пальчатокоренник майский |
Ликоподиелла заливаемая |
|
|
Полушник озерный |
|
|
|
Пыльцеголовник красный |
|
|
|
Пыльцеголовник длиннолистный |
|
|
|
Спарассис пластинчатый(гриб) |
|
|
|
Спарассис курчавый(гриб) |
|
|
|
Нителла грациозная |
|
|
|
Лобария легочная(лишайник) |
|
Дата выполнения: март 2020 года - май 2020 года
Место выполнения: территория Республиканского ландшафтного заказника "Свитязянский"
Участники: учащиеся 4 класса
Количество участников: 3 человека
Список учащихся:
1. Берзух Артём
2. Евсей Никита
3. Писарик Доминика
Мы, учащиеся 4 класса Валевского детского сада-средней школы живём в прекрасной местности, рядом с озером Свитязь, которое входит в состав Республиканского ландшафтного заказника. В жаркие дни сюда стремятся тысячи людей! И не все из них бережно относятся к природе!
На одном из уроков мы изучали растения, которым грозит исчезновение, познакомились с Красной книгой Республики Беларусь. Материал очень взволновал и заинтересовал нас. У нас родилась идея выяснить, какие краснокнижники обитают в нашей местности. Так появилось исследование по теме «Мы растения эти знаем, бережём и охраняем».
Гипотезы:
1. Мы предполагаем, что на территории заказника «Свитязянский» произрастают редкие и исчезающие виды растений, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь.
2. Мы думаем, что чем больше учащиеся будут знать о растениях-краснокнижниках малой родины, тем активнее будут участвовать в их охране.
Для проверки гипотез нами использовались разные методы.
Мы выяснили, что наша местность издавна привлекала к себе внимание красотой и богатством природы. Нам удалось поработать с отчетами БГУ по итогам последних научных экспедиций.
Мы встретились с лесничим Королько Александром Николаевичем. Узнали, что составлены картосхемы мест произрастания редких и исчезающих растений; лес разделён на кварталы и выделы.
Было определено 22 вида охраняемых растений. В зависимости от места обитания распределили их на 4 группы. Можно гордиться тем, что только в нашем озере одновременно произрастает пять краснокнижных растений: лобелия Дортманна, нителла грациозная, полушник озерный, каулиния гибкая и прибрежница одноцветковая. И этот факт является для Беларуси уникальным.
В таблице 2 разместили виды согласно категории их охраны. Из диаграммы видно, что в заказнике больше всего (55%) редких растений.
Особенно интересной была для нас полевая деятельность- выявление видов в природе. Проведено 9 походов. Мы делали фотографии краснокнижников без сбора материала для гербария, чтобы не наносить им вред. Нам удалось в конце августа найти баранец обыкновенный (квартал 57). В первые дни сентября, обследуя квартал 54, обнаружили спарассис курчавый. На береговой полосе, в квартале 56, разыскали прибрежницу одноцветковую. Это ценный, исключительно редкий, реликтовый вид. В нашей стране прибрежница произрастает только в озере Свитязь и нигде больше! Поздней осенью побывали в местах, где растет Лобелия Дортманна. Местообитания водных растений в озере показаны на схеме.
И таких прекрасных растений становится все меньше… По мнению ученых на озере может отдыхать до 1090 человек в день. А в жаркие летние дни бывают 5-8 тысяч. Происходит вытаптывание и выжигание травы, загрязнение берегов мусором, автомобили заезжают прямо в лес. Лишайник лобария лёгочная был почти полностью уничтожен во время сплошных санитарных рубок. Происходит и естественное изменение условий обитания. По этой причине одноцветка одноцветковая стала редкостью, а указанное местообитание тайника овального теперь сильно заросло густым ельником. Мы растение не нашли.
В феврале этого года в заказнике развелись бобры - это может привести к заболачиванию и уничтожению прибрежных и водных растений.
Среди учеников 2 - 4 классов мы провели анкету. Выяснилось, что ребята умеют вести себя в природе, но совершенно не знают какие охраняемые растения обитают в нашей местности. Тогда мы решили: нужно познакомить их с материалом, который собрали. Так появилась Красная книга ландшафтного заказника «Свитязянский». С ней мы выступали на классных и инфармационных часах. Чтобы дети лучше запомнили растения, организовали выставку рисунков «Мы за них в ответе!», провели викторину «Узнай растение по описанию». И вот результат: повторное анкетирование показало, что краснокнижники, которые мы разыскали и изучили, знают теперь наши друзья и одноклассники! Вместе мы наметили конкретные дела по их охране.
Работая над исследованием, мы лучше узнали свою малую родину, познакомились с разнообразным миром растений заказника «Свитязянский». Эта работа увлекла нас, мы получили новые знания, приобрели умения. Особенно познавательными были походы в лес и на озеро. Выдвинутые гипотезы подтвердились. Действительно, в нашей местности произрастают редкие и исчезающие растения, которым нужна забота человека. Самое главное - нам удалось пробудить у младших школьников стремление изучать и оберегать природу родного края.
Результатом нашего исследования стала Красная книга заказника «Свитязянский». Материал, размещенный в ней, можно использовать на уроках предмета «Человек и мир», в просветительской работе с населением. В электронном виде он размещен на сайте школы в разделе «Цвети, мой край». Пока не все странички книги заполнены - мы с нетерпением ждем теплой поры, чтобы продолжить изучение охраняемых растений заказника. Главный вывод, который мы сделали: надо не только знать и охранять краснокнижные виды, но и бережно относиться ко всем растениям, любить и защищать природу.
Экологическая тропа Республиканского ландшафтного заказника «Свитязянский»
По результатам изучения оформлен стенд в фойе учреждения образования, характеризующий уникальность охраняемой государством территории: Республиканского ландшафтного заказника «Свитязянский», проведены информационные мероприятия: «Что мы знаем о заказнике «Свитязянский?», Краснокнижные растения заказника «Свитязянский», «Животные – под охраной государства».