9 клас

3 четверть "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И КАК ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ"

Цель: повышение уровня компетентности родителей в сфере формирования здорового образа жизни учащихся и профилактике вредных привычек.

Задачи:

привлечь внимание родителей к проблемам формирования здорового образа жизни учащихся и важности профилактики вредных привычек;

обсудить факторы риска для здоровья современных детей;

оказать родителям информационную и практическую поддержку по вопросам воспитания здорового образа жизни и профилактики вредных привычек;

формировать позиции ответственного родительства.

 Ход занятия

Вступительное слово учителя:

Добрый день, уважаемые родители! В самом начале наше встречи предлагаю послушать притчу. «В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» – спросил хозяин. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом». Мужчина задумался. «Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже никого не было» [1].

Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. Скажите, пожалуйста, а как бы вы поступили на месте этого мужчины? Кого впустили бы Вы в свой дом? (Ответы родителей).

Совершенно с вами согласна. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.

Основная часть.

«В здоровом теле – здоровый дух». Эта фраза нам хорошо знакома, мы слышали её много раз. Но задумываемся ли мы над её смыслом? Так говорят, когда хотят подчеркнуть, что только физически здоровый человек обладает высоким зарядом энергии, бодрости. Быть здоровым – это естественное стремление каждого человека. А нам, как родителям, очень важно, чтобы наши дети не только были здоровыми, но и сохранили его на долгие годы, осознали важность сохранения физического и психического здоровья для полноценной и качественной жизни.

Как это сделать? Как не допустить, чтобы ребёнок пристрастился к вредным привычкам? Я надеюсь, что сегодняшний разговор поможет вам найти ответы на эти вопросы.

Воспитание здорового образа жизни подростков – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимаемся и мы, педагоги, однако решающая роль принадлежит, конечно, семье. Давайте попробуем составить облако ассоциаций «Слагаемые здоровья», отметив, из чего же складывается здоровый образ жизни. Запишите на карточках (ответы родителей размещаются на магнитной доске) (Рисунок 1).

Рисунок 1. Облако ассоциаций «Слагаемые здоровья».

Здоровый образ жизни формирует у подростков не только физическое, но и нравственное здоровье, развивает эмоционально-волевые качества личности. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух».

Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Самый сложный период – подростковый. Напомню, что происходит с ребёнком в это время:

Интенсивный рост. За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет так быстро.

Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений, неловкость, «угловатость» подростка.

У подростка усилено развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку (гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.

Интенсивно растет сердце. Объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особенной осторожности при дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно отражаются не только физические нагрузки, но и отрицательные эмоции.

Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций [1]. Мы видим, насколько тяжело нашим детям в таком возрасте. И задача взрослых помочь его преодолеть без ущерба для физического и психического здоровья.

Очень важно в это время создать в семье атмосферы доверительности. Что же нужно делать родителям, чтобы отношения с подростком были доверительными:

- разговаривать с подростком, задавать ему вопросы;

- рассказывать сыну или дочери о своих чувствах;

- помнить, что реальный образ сына или дочери может не соответствовать идеальному;

- делать что-то вместе;

- дарить детям «специальное время»;

- поддерживать подростка в трудной ситуации, избегать критики;

- разрешать подростку высказывать собственное мнение;

- следить за смыслом высказываний, интонацией, тембром голоса.

Наладив доверительные отношения, родители смогут поговорить с ребёнком на любые темы [2].

В условиях современных реалий актуальной задачей воспитания является формирование у подростков убеждённости в необходимости ведения здорового образа жизни: использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания. Иными словами, здоровью надо учить. Возможно, вам эта мысль покажется странной. Мы больше привыкли к формуле «Беречь здоровье». Выскажите, пожалуйста, своё мнение, можно и нужно ли учить здоровью? (Ответы родителей).

Мы пришли с вами к противоречию: с одной стороны, мы постоянно говорим нашим детям: «Береги здоровье!», призываем вести здоровый образ жизни, а другой стороны, – медицинские обследования детей, ежегодно проводимые в школе, выявляют все больше и больше заболеваний у подростков. Почему же профилактическая работа не всегда оказывается эффективной? Предлагаю вам посмотреть один из выпусков «Ералаша» (перейти). Какая ситуация разыграна в этом ролике? (Ответы родителей).

Что же нужно делать, чтобы работа по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек была эффективной? Обратимся к науке. По исследованиям некоторых ученых здоровье человека на 50% – его образ жизни, на 20% – наследственность, еще 20% – окружающая среда и только 10% – здравоохранение.

          Следовательно, наше здоровье в большей мере зависит от нашего образа жизни. Одним из показателей здорового образа жизни является отсутствие вредных привычек. Психологами установлено, что одна из важнейших причин появления у человека вредных привычек (будь то курение, алкоголизм, игромания или наркомания) – желание самоутвердиться. Если человек не живет в гармонии с собой, если он не уверен в себе, если у него есть психологические проблемы, он может стремиться, например, к сигаретам или к алкоголю, надеясь с их помощью самоутвердиться, найти свое место или просто забыть о проблемах. Именно поэтому большинство вредных привычек у людей появляется в подростковом возрасте – подросток очень уязвим, он очень хочет самоутвердиться и найти свое место в жизни, и потому ему очень легко увлечься вещами, которыми увлекаться не стоит.

Все мы можем легко назвать привычки людей, которые называем вредными. Давайте это сделаем вместе, чтобы, как говориться, «врага знать в лицо» (составление облака ассоциаций «Вредные привычки», ответы родителей размещаются на магнитной доске) (Рисунок 2).

Рисунок 2. Облако ассоциаций «Вредные привычки».

Почему же возникают эти вредные привычки?

Подростковый возраст принято считать самым сложным периодом жизни с психологической и эмоциональной точек зрения. Основано это убеждение не на пустом месте – организм перестраивается, гормональные изменения становятся более активными, ещё совсем юный человек знакомится с тем, что раньше его не интересовало.

Окружение подрастков меняется, как и привычки, образ жизни. Детские увлечения исчезают, и их место занимают новые, взрослые занятия. Чаще всего именно в этот промежуток и появляются вредные привычки. В предотвращение этого свой вклад могут внести родители, педагоги и в целом окружение ребенка.

Чаще всего дети перенимают у окружающих негативный опыт. Как известно, плохое схватывается быстрее, чем хорошее. Наиболее часто перенимаемые у взрослых вредные привычки – это курение и употребление алкоголя.

На желание начать курить влияют такие факторы:

- попытки влиться в новую компанию;

- желание походить на взрослых;

- попытка произвести впечатление.

Подросток в мире вредных привычек с трудом сопротивляется угрозам, которые его поджидают. Причины появления желания употреблять спиртное аналогичны тем, которые мы рассматривали выше, в случае с курением. Скука, попытки стать взрослым, стереотип о том, что спиртное помогает справиться с эмоциональным напряжением – это неверные суждения.

Самая устойчивая зависимость возникает из-за приема наркотических и психотропных веществ. После приема одной дозы наркотического вещества уже начинаются активные разрушительные процессы, а при стабильном применении они могут стать необратимыми. Наркотики разрушают личность, останавливают рост, развитие, восстановительные процессы в органах. Основные причины подростковой наркомании – желание подражать, попытка поиска путей для получения новых удовольствий, отсутствие возможности найти способы решения своих проблем, неспособность принимать решения.

Зависеть подросток может от так называемой «зоны комфорта», когда он боится познавать нечто новое, идти вперед. Такую зависимость сложно распознать, она проявляется через время и характеризуется высокой устойчивостью.

Подростковые вредные привычки – это неспособность отказаться от компьютерных игр и социальных сетей. Сегодня Международная Организация Здравоохранения в полной мере признает онлайн и информационную зависимости опасными и самыми распространенными. Уже каждый второй подросток не видит жизни без онлайн общения и может заменить им реальные развлечения, проводя все время с гаджетом в руках и жертвуя многими потребностями и возможностями.

Игровая зависимость. Некоторые онлайн игры становятся для детей более интересными, чем реальная жизнь. Взрослому это тяжело понять, но для ребенка так и есть. Многое сделать не получается, поэтому он бежит в выдуманный мир, где все понятно и строится по уготованному интересному плану. Подобные увлечения могут способствовать появлению суицидальных наклонностей, отстраненности от реального мира. В зоне риска находятся дети, которые привыкли проводить время самостоятельно.

Интернет-зависимость. Ее стоит обозначить отдельно. Отчасти это разновидность психологической зависимости, но привязанность к онлайн-миру создает отдельную нишу для ребенка. Это открытие широких возможностей, простота общения, получение новой информации (не всегда полезной и правдивой). Многообразие возможностей и интерес создают основу для отказа от реальных благ, занятий, развития.

Гиппократ, греческий отец медицины сказал: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». А когда это касается наших детей, это вдвойне важно и актуально.

Предлагаю вам, уважаемые родители, совместно создать памятку «Что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку противостоять вредным привычкам» (Приложение 1).

Обсуждение основных положений памятки.

Заключительная часть.

Уважаемые родители, большое вам спасибо за откровенность и заинтересованность в счастливом будущем своих детей.

В Древнем Китае одним из важнейших правил мудрого правителя считалось: «Не требуй слишком многого от того, кто не может; не жди слишком многого от того, кто не хочет»

Такое правило стоит взять на вооружение и родителям. Таким образом, семейная профилактика оказывается тесно связанной с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребенка культуры жизни – потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить свои отношения с окружающим миром. Эти качества способны стать надежными внутренними барьерами для ребенка, предотвращающими многие беды, в том числе и дружбу с вредными привычками.

Чтобы помочь ребёнку быть здоровым, нужны родительская любовь, желание помочь детям, их разумная требовательность и повседневный здоровый образ жизни как образец для детского подражания. Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!

РЕФЛЕКСИЯ

Послушайте, пожалуйста, стихотворение Валентины Быковской и проанализируйте, какой личный пример вы подаёте своим детям, в том числе в ведении здорового образа жизни.

Давайте будем внимательны к нашим маленьким и почти взрослым детям, к их проблемам, и, думаю, что сможем все вместе уберечь детей от вредных привычек и сделать их образ жизни здоровым.

 

Айфоново детство, айпадова юность... А может чтоб надо Душа встрепенулась? Зависимость правит сегодняшним балом, Так много хорошего, доброго, мамы! Пусть чадо играет в игрушки и прятки, В семью, паровозик, гадает загадки, Считает планеты и мир изучает, А может быть просто он вам помогает? Общаться с ребенком побольше нам надо, Смотреть им в глаза – это радость, награда, В них солнца так много, лучистого света, Вопросов так много, а мало ответов ... Ведь мы же в ответе, чему научили, Как много вложили любви, окружили Вниманием, лаской, примером, поступком... И сказку прочли им , найдется минутка? Мы заняты часто, важнее-работа, Всегда хотим счастья, ответной заботы, Сейчас надо думать о том как живем, Ведь то, что посеем – все то же пожнем!

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Считаете ли Вы актуальной тему сегодняшнего разговора? Аргументируете свою точку зрения.
  2. Согласны ли Вы с утверждением: «Ребёнок учится тому, что видит к себя в дому»? Объясните свою точку зрения.
  3. Расскажите, как в Вашей семье соблюдают здоровый образ жизни.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Проведению занятия предшествует предварительная подготовка: классный руководитель изучает литературу по теме занятия, осуществляет отбор необходимой информации, выбирает форму проведения занятия, готовит раздаточный материал (карточки для облака ассоциаций, подбирает видеоматериалы.

Рекомендуемая форма проведения занятия – практикум, цель – оказать родителям информационную и практическую поддержку по вопросам воспитания здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.

Эффективными методами и приёмами являются следующие:

опора на жизненный опыт родителей: родители делятся мнением по поводу полученной информации, составляют облако ассоциаций «Слагаемые здоровья», «Вредные привычки»;

просмотр серии детского киножурнала «Ералаш»;

обсуждение притчи: родители слушают притчу о здоровье и высказывают своё мнение о её содержании;

В качестве рефлексии выбран приём «Стихотворение». Родителям предлагается послушать стихотворение и проанализировать, какой личный пример они подают своим детям, в том числе в ведении здорового образа жизни.

На занятии используется мультиборд для просмотра видеоматериалов и магнитная доска для демонстрации облака ассоциаций.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Формирование здорового образа жизни в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2012/12/13/roditelskoe-sobranie-formirovanie-zdorovogo-obraza Дата доступа:11.03.2022.
  2. Брошюра «Самое важное в воспитании ребёнка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-vospitanii-podrostka.pdf Дата доступа:11.03.2022.

Приложение 1

Памятка «Что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку противостоять вредным привычкам»

 

Не кричите. Крик оттолкнет ребенка. Можно спросить, что стало причиной того, что он начал курить или периодически употреблять алкоголь.

Разберитесь в проблемах. Составьте перечень того, какие проблемы есть у ребёнка. Если их решить удастся вместе, это хорошо. Если нет, постарайтесь дать дельные советы.

Не настаивайте на походе к психологу или психиатру. Подростки этого боятся – для них подобное ассоциируется с психически нездоровыми людьми.

Расскажите о вреде. Объясните последствия. Помогите побороть привычку, предложите замену – интересные занятия, например, фотография, игры, квесты, поездки на рыбалку и так далее. Предложите пойти на танцы, борьбу, рисование. Найдите то занятие, которое действительно будет по душе вашему ребенку.

Откажитесь сами от вредных привычек. Вы – пример для детей. Если сами курите, не ждите, что ребенок бросит курить.

Предлагайте поддержку и понимание. Они должны быть не только на словах, но и в поступках.

Не угрожайте и не запрещайте. Помогите осознать, что вредные привычки не нужны самому подростку, а не просто мешают вам.

Поощряйте успехи, хвалите.

Если вы сможете применять все эти правила, успех не заставит себя ждать. Если у ребенка не получается отказаться от привычки, в таком случае можно предложить обратиться за помощью к специалисту.

В нашей школе работает социально-педагогическая и психологическая служба, можно обратиться за помощью к школьному психологу. Также действует социально-педагогический центр, где высококвалифицированные педагоги-психологи и социальные педагоги помогут разобраться в сложной ситуации, окажут психологическую и социально-педагогическую помощь. Помимо этого, можно обратиться в Республиканский центр психологической помощи.

свернуть

2 четверть "Агрессия, ее причины и последствия"

Понятие агрессии, её виды. Агрессивность личности, агрессивные реакции.

          Агрессия – есть модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (например, стресс).

       Агрессия может проявляться как черта личности и ситуативно, как реакция на сложившиеся в данный момент обстоятельства.

          Агрессивность (с лат. нападение) – это готовность, предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения. Это устойчивая характеристика поведения, которая проявляется вне зависимости от ситуации.  

       Агрессивность дремлет в каждом из нас. Когда и в какой форме она может выплеснуться на окружающих, зависит от обстоятельств, от темперамента, от воспитания.

          У агрессии нет плюса и минуса, оценка начинает появляться только тогда, когда агрессия проявляется намеренно, с целью причинения ущерба другому человеку.

Формы проявления агрессивных реакций:

  1. Физическая агрессия(нападение)– использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная– агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки) или ни на кого не направленная (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми).
  3. Вербальная агрессия– выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы, ругань).
  4. Негативизм– оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства, может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Раздражение– готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость, резкость)
  6. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  7. Подозрительность– недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
  8. Чувство вины– выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Самая опасная – скрытая агрессия, когда человек проявляет её исподтишка, такая агрессия неконтролируема.

Самая простая – открытая агрессия, она контролируема.

Поэтому самый безопасный ребёнок – тот, который выражает агрессию, его можно проконтролировать, с ним можно работать.

Если известно, откуда возникает агрессия, то её можно проконтролировать, перевести на другое проявление, не агрессию. На начальном этапе важно перевести скрытую агрессию в открытую, не накапливать её в себе. Поэтому ребёнок с открытой агрессией – это нормальный, здоровый ребёнок, только его нужно научить не проявлять эту агрессию, а контролировать её, уметь выражать в спокойной ситуации, цивилизованным способом.

Становление и проявление агрессивного поведения у подростков

         Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.

          Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома.

          Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

          И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.

          Семья

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

          Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

            Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией. Пренебрежительное отношение к ребенку также может вызвать проявление агрессивности ребенка. Ребенок чувствует, что ему уделяют мало внимания, не занимаются с ним, поэтому он ощущает себя одиноким. Такая ситуация может подтолкнуть его к тому, чтобы стать «трудным ребенком», т.е. проявляя агрессивность, он тем самым вызывает раздражение взрослых, заставляя их обратить на него внимание. Чувство вины очень часто порождает агрессиюЧувство беспомощности – гнев. Страх, тревога, гнев и агрессивность очень тесно связаны между собой. Чувство гнева обычно относится к отрицательным эмоциям, но может быть и положительным эмоциональным проявлением.

 

Ситуативные предпосылки агрессивности

  1. Оценка другими людьми.

Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Однако здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя.

  1. Намеренность агрессии.

Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания, что другой человек имеет враждебные намерения, хотя непосредственного акта нападения не было. Часто в таких случаях основным запускным стимулом выступает гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Однако в тех случаях, когда противник заранее просит извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникает вообще, и ответной агрессии не происходит.

  1. Восприятие агрессии.

Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще, больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большее количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев - телегероев, проявляющих враждебность и агрессию.

  1. Желание возмездия.

     Агрессия, особенно в детском возрасте, может возникать как ответная реакция на  

     неприемлемое поведение окружающих, то есть как акт возмездия за что – либо.

Влияние окружения, а также формы и в особенности степень проявления агрессивности можно проследить путем сравнения поведения мальчиков и девочек. Неудачи вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат. Объясняется это тем обстоятельством, что открытые проявления агрессивности в поведении мальчиков родители наказывают, не так строго, как те же проявления у девочек.

         Тот факт, что обычно мальчики более терпимо относятся к проявлениям агрессивности, чем девочки, следствие влияния окружения. Проявление агрессивности в поведении мальчиков можно с достаточной уверенностью экстраполировать на будущее: наиболее обидчивыми, легкоранимыми и склонными к открытому проявлению агрессивности бывают именно те взрослые, в поведении которых в детстве часто проявлялись вспышки ярости. В отличие от мужчин, у женщин такой связи не наблюдается.                   

Как помочь агрессивному ребенку

Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

            Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идёт об агрессивных детях. Работа педагогов с данной категорией детей должна проводиться в трёх направлениях:

  • Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  • Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  • Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Рекомендации при взаимодействии с агрессивным ребенком

 Уважаемые папы и мамы!

    Конечно, терпеть хамство подростка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подливает масла в огонь. Будьте мудрее, избегайте конфликтов, чтобы не провоцировать ребенка. В этом помогут следующие правила поведения.

  1. Дайте свободу.Свыкнитесь с мыслью, что ребенок уже вырос и далее удерживать его возле себя, не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки. Но, говоря о свободе, не забывайте философскую притчу о хомячке и коте Ваське. Жил у одного хозяина в клетке симпатичный хомячок и все время просил хозяина выпустить его на свободу, царапал дверцу клетки, умолял, просил открыть ее. А рядом с клеткой сидел кот Васька и тоже, проникнувшись сочувствием к судьбе узника, просил хозяина дать зверьку свободу. Но мудрый хозяин не выпускал хомячка, пока в комнате находился кот, ибо он прекрасно понимал, что свобода может иметь разные границы. Это поучительная притча, особенно для тех «хозяев», у которых подрастают дочери.
  2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные поучительные родительские нравоучения. Измените, стиль общения: перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы. Особенно болезненно дети воспринимают критику взрослых в области моды и музыки. У разных поколений разные музыкальные пристрастия. И здесь взрослым надо быть мудрее и терпимее своих детей.
  3. Идите на компромисс.Еще никому ничего не удалось доказать с помощью скандала. Здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены негативными бурными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает. Тут наступает синдром красной тряпки, как для быка на испанской корриде.
  4. Уступает тот, кто умнее.Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают. Особенно болезненно подросток это воспринимает, когда конфликт происходит на глазах сверстников, в классе, спортзале и т.д.
  5. Не надо обижать.Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопаний дверьми. Умению достойно выходить их трудных ситуаций ребенок учится у нас. Родители обязаны быть политиками. В нормальных странах политика оценивают в трех номинациях: 1) порядочность, нравственность; 2) знания, образование; 3) тактичность, вежливость по отношению к своим оппонентам. Так будем же политиками хотя бы по отношению к своим детям!
  6. Будьте тверды и последовательны.

     Родители, помните! Дети – отличные психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на нашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем, если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.

Памятка по взаимодействию с агрессивным ребенком.

  • Принимайте ребенка таким, каков он есть.
  • Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его

                     возможности.

  • Расширяйте кругозор ребенка.
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость

         в выполняемом деле.

  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них

         внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и учителей.

Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.

Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.

         Когда младший подросток ведет себя агрессивно, важно переключить его агрессию, дать ей выплеснуться, направив ее в игровое русло.

Иногда полезно просто повозиться с ребенком, побегать с ним, дать ему поколотить боксерскую грушу и т.д.

         Если он часто испытывает такую потребность, то помогут занятия спортом. Они позволят не только избавиться от напряжения, но и научиться быть собраннее.

         Важно создать оптимальный режим дня, при котором у него останется достаточно времени для прогулок, игр и сна.

         Следует полностью исключить из просмотра фильмы, содержащие сцены жестокости и насилия, устрашающие фантастические образы. Такие фильмы оказывают крайне разрушительное действие на не сформировавшуюся психику ребенка. Младшие школьники не всегда отделяют вымысел от реальности, поэтому зачастую после просмотра подобных телепрограмм у детей возникают страхи.

Памятка для родителей

по предупреждению детской агрессивности

 

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
  7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.
  • Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:

  • внимание,
  • сочувствие,
  • сопереживание,
  • терпение,
  • требовательность,
  • честность,
  • откровенность,
  • открытость,
  • обязательность,
  • доброту,
  • ласку,
  • заботу,
  • доверие,
  • сердечность,
  • понимание,
  • чувство юмора,
  • ответственность,
  • такт,
  • дружелюбие,
  • умение удивляться,
  • надежду и любовь.
свернуть

1 четверть «ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА»

Цель: расширение образовательной компетентности родителей в вопросах возрастных особенностей подростков, оказания эффективной поддержки здорового развития подростков в период перехода их ко взрослой жизни, помощи в построении нормальных отношений с подростками.

Задачи:

- дать представление о возрастных особенностях подростков, симптомах подросткового кризиса;

- определить конкретные препятствия и риски, стоящие перед подростками, готовящимися ко взрослой жизни;

- охарактеризовать основные особенности развития подростка;

- научить родителей определять реальные потребности подростка.

Целевая аудитория: законные представители учащихся IX класса.

Форма проведения: семинар-практикум.

Оборудование: мультимедийный проектор, памятки, гексы.

 

Ход родительского собрания:

  1. Мотивационный этап.

Цель: настроить аудиторию на плодотворную работу по теме семинара-практикума.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались здесь, чтобы поговорить о наших детях. А что лежит в основе воспитания? Что значит любить ребенка? Начнем с того, что вы расскажете о своих чувствах и отношении к детям.

Упражнение «Меня зовут… Я люблю своего ребенка за то, что он…».

Цель: дать родителям возможность назвать положительные черты своих детей.

Родители становятся в круг и продолжают фразу «Меня зовут… Я люблю своего ребенка за то, что он…».

  1. Целеполагание.

Цель: познакомить участников семинара с целями и задачами.

Сегодня мы обсудим детско-родительские отношения, возрастные особенности подростков, роль родителей в здоровом развитии подростков в период перехода их ко взрослой жизни.

  1. Выступление педагога-психолога.

Цель: дать представление о возрастных особенностях подростков, симптомах подросткового кризиса.

Добрый день, уважаемые родители!

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка, то есть с некоторыми физиологическими изменениями. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Этот возраст действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Говоря о подростках, можно рассматривать самые разные проблемы: общение со сверстниками, осознание себя и своего жизненного пути, интересы и увлечения подростков. Сегодня мы поговорим о психологических особенностях этого возраста и о том, как на эти особенности можно опираться при построении контакта с ребенком.

Так как подростковый возраст характеризуется физическим созреванием и психическим взрослением, это может выражаться в следующих чертах характера:

  • повышенная чувственность;
  • плаксивость (особенно у девочек);
  • противоречивость в мыслях и поступках;
  • бунтарский дух поведения.

Я перечислю характерные черты личности подростка:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • застенчивость;
  • агрессивность;
  • юношеский максимализм;
  • отсутствие чувства адекватной реальности;
  • повышенная тревожность;
  • стремление к самостоятельности, не подкрепленное соответствующими физическими и психологическими способностями.

Особенности личности ребенка в подростковый период, на которые необходимо обратить внимание:

  1. Чувство взрослости. Ребенок претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Подросток желает оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, у него проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет так же, как предыдущую.
  2. Самостоятельность выражается в стремлении к независимости от взрослых, освобождению от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях – не учебных занятиях. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность.
  3. Эмоциональное общение со сверстниками. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник, – это своеобразный психотерапевт, который умеет выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но сам круг общения не ограничивается близкими друзьями. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании.
  4. Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями (этого раздела мы коснемся более подробно). Влияние родителей уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни ребенка. Взгляды подростка на жизнь в первую очередь зависят от позиции родителей. В то же время, нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за чрезмерного родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. д. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания – демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей, а контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе.

Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат препятствуют успешному развитию личности подростка.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы:

  1. Требования, выполнение которых не обсуждается. Это те требования, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности: возвращаться домой к определенному времени, звонить, если задерживаешься, а также некоторые требования, касающиеся обязанностей ребенка по дому и в школе.
  2. Требования, выполнение которых родители должны обсуждать с подростком. Например, сколько времени проводить за компьютером или как планировать свободное время.
  3. К третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется.

Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда вы уверенны в том, что ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему.

Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, ругают и сурово наказывают, не обращая на него внимания, ребенок становится тревожным, озлобленным – он не знает, что делать!

Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним [1, с.43].

  1. Основная часть.

1) Погружение в тему – упражнение «Портрет современного подростка».

Цель: составить характеристику современного подростка с разных позиций.

- Уважаемые родители, я предлагаю вам разделиться на две группы «Родители», «Подростки» (можно провести жеребьевку). В третью группу «Эксперты» войдут психолог школы и педагог социальный. Я попрошу вас выполнять задания с учетом того, в какую группу вы войдете: то есть, если вы в группе «Подростки», то отвечайте так, как вы бы ответили в подростковом периоде.

Группам «Родители» и «Подростки» выдаются листы с набором индивидуальных характеристик «Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка (приложение 1). Участники групп с учетом принадлежности к определенной группе выбирают черты, которые свойственны подросткам, дополняют этот список и составляют портрет современного подростка. Затем группы «Родители» и «Подростки» зачитывают составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение совместно с группой «Эксперты». Педагог-психолог и педагог социальный комментируют выбор групп.

2) Обсуждение конкретных ситуаций «Современный подросток – кто он?» Метод «Case-study».

Цель: проанализировать конкретные ситуации.

Метод конкретных ситуаций (англ. Case method, кейс-метод, метод кейсов, метод ситуационного анализа) техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и иных ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации [2].

Сейчас вы познакомитесь с ситуациями, возникающими у подростков с окружающими людьми. Просим вас проанализировать каждую ситуацию: группа «Родители» со стороны родителей, группа «Подростки» со стороны не менее сложной роли ребят.

В ходе дискуссии вам необходимо рассмотреть ситуации и предложить выход из них, исходя из своей роли. А эксперты подведут итог обсуждения групп. На обсуждение каждой ситуации группам дается по 2 минуты.

Помните: мы не ищем, кто прав, это может быть бесконечно. Мы ищем конструктивное, продуктивное решение.

Ситуация 1.

Действие происходит дома у подростка.

Мать: Ты опять не прибрал в своей комнате.

Сын: Сейчас уберу (сам не встает с места).

Отец: Ты не заполнил дневник? В чем дело? Это же твоя обязанность.

Сын: Успею. Дайте мне посмотреть фильм.

Мать: Ты опять получил двойку по контрольной работе. Опять Вера Ивановна будет вызывать нас в школу. Как все это мне надоело! Иди, учи уроки!!!

Сын: Ну, началось… Я уже взрослый и сам решу, когда мне надо убираться, когда учить уроки. Мне тоже все это надоело. Все вам не так. Лучше уйду жить к бабушке, если вам мешаю.

Вопросы для обсуждения ситуаций:

Назовите причину конфликта.

Кто прав и не прав в данной ситуации?

Каковы, на Ваш взгляд, пути разрешения конфликтной ситуации?

Обсуждения в группах: «Родители» и «Дети»; выводы группы «Эксперты».

Ситуация 2.

Действия происходят на уроке математики.

Учитель: Данила, ты сегодня опять забыл учебник?

Данила: Я думал, что сегодня алгебра.

Учитель: Домашнюю работу сделал?

Данила: Но я же сказал, что принес алгебру.

Учитель: По алгебре сделал домашнюю работу?

Данила: Но сегодня же геометрия. Вы же сами только сейчас сказали.

Учитель: Подай, пожалуйста, дневник.

Данила: Один раз забыл и уже – дневник. Я его дома забыл.

Учитель: Завтра пусть родители придут в школу.

Данила: Зачем? Как все надоело! Быстрее бы школу закончить.

Собирает вещи, хлопает дверью и уходит.

Вопросы для обсуждения ситуаций:

Какой конфликт был представлен?

Назовите причину конфликта.

Каковы, на Ваш взгляд, пути разрешения конфликтной ситуации?

Обсуждения в группах: «Родители» и «Дети»; выводы группы «Эксперты».

  1. Практический этап.

1) Прием гексов.

Цель: создать модель современного подростка на основе родительских ассоциаций.

Одним из новых и набирающих популярность приемов является применение гексов (шестиугольников).

Каждая из шестиугольных карточек это краткие знания по определенному аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определенным понятийным или событийным связям [3].

- Уважаемые родители, на доске для групп «Родители» и «Подростки» заготовлен шестиугольник с надписью «Подросток». Перед вами есть чистые шестиугольники, в которые вы впишите ваши ассоциации на тему «Подросток» (приложение 2).

Участники записывают ассоциации на шестиугольниках и прикрепляют их на доске.

Обсуждение полученных ассоциаций и форм. При помощи группы «Эксперты» обсуждают полученные гексы: их форму и содержание. Например, родители разместили шестиугольники в форме цветка или линии. Почему они выбрали такую форму размещения?

2) Разработка родителями советов для подростков.

Цель: способствовать осознанию родителями положительных и отрицательных качеств подростков.

- Уважаемые родители, предлагаю вам почувствовать себя в роли эксперта и написать по три совета для подростков.

Родители в течение 3 минут пишут советы и презентуют их.

  1. Подведение итогов работы.

Цель: подвести итог семинара-практикума и оценить, достигли ли поставленной цели.

Каждой группе раздаются бумажные силуэты ребенка и родителя, на которых написаны фразы: «Теперь я знаю…», «В общении с родителями я буду…» («Подростки»); «Теперь я знаю…», «В общении с ребенком я буду…» («Родители»). Все зачитывают фразы и продолжают их.

Закончить нашу встречу мне бы хотелось словами Эдуарда Асадова. Звучит стихотворение (песня) «Берегите своих детей» [4].

Берегите своих детей, -

Их за шалости не ругайте!

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте!

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились! . .

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну, а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка ?

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастья короткий миг!

Быть счастливыми поспешите!

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти, -

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети!

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе!

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться! –

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться!

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться, -

Вы на свете счастливей всех,

Берегите, пожалуйста, детство!

 

-Уважаемые родители! Наши эксперты: педагог-психолог и педагог социальный подготовили для вас рекомендации в виде памяток (приложение 3, 4). (Распространение памяток. Педагог-психолог и педагог социальный раздают памятки).

 

Список использованных источников

  1. 1. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие /Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России. 1999.– 442 с.
  2. Википедия. Метод кейсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BE%D0%B2 . – Дата доступа: 14.02.2022
  3. Блог/сайт, посвящен педагогам. Дидактор. Педагогическая практика. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/ .– Дата доступа: 14.02.2022.

4.Youtube [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=2WoSXsUV3nQ . – Дата доступа: 14.02.2022.

 

Приложение 1.

 

Материалы к упражнению «Портрет современного подростка».

 

Болтлив.

Чрезмерно подвижен.

Имеет высокие требования к себе.

Не сопереживает другим людям.

Ощущает свою отверженность.

Имеет низкую самооценку.

Часто ссорится с взрослыми.

Создает конфликтные ситуации.

Чрезмерно подозрителен.

Постоянно контролирует свое поведение.

Чрезмерно обеспокоен какими-либо событиями.

Перекладывает вину на других.

Беспокоен в движениях.

Часто спорит со взрослыми.

Кажется безразличным к окружающему.

Любит компьютерные игры.

Часто теряет контроль над собой.

Отказывается выполнять просьбы.

Импульсивен.

Часто дерется.

Имеет отсутствующий взгляд.

Выполняет требования взрослых.

Самокритичен.

Не может адекватно оценить свое поведение.

Увлекается музыкой.

Обладает разнообразными интересами.

Опасается вступать в новую деятельность.

Часто специально раздражает взрослых.

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов.

Послушен и исполнителен дома.

Ведет активный образ жизни.

Высокая самооценка.

Толкает, ломает, рушит все кругом.

Чувствует себя беспомощным.

Самостоятелен.

Подвижен.

Коммуникабелен.

 

Приложение 2.

 

Приложение 3.

 

ПАМЯТКА

«Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком».

 

  1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
  2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
  3. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
  4. Признание и одобрение со стороны родителей.
  5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
  6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
  7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
  8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
  9. Тесное сотрудничество со школой. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или со специалистами (педагогом-психологом, социальным педагогом).
  10. Интерес к тому, с кем общается ваш ребенок.

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

 

Приложение 4.

 

Рекомендации

по учету возрастных и психологических особенностей подростков.

 

Родителям следует учитывать изменения, происходящие с подростком:

 

Положительные изменения, происходящие с подростком

Негативные изменения, происходящие с подростком

Проявление чувства взрослости

Ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность

Рост самосознания, самооценки, саморегуляции

Проявление эгоцентризма

Повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда)

Намеренное манипулирование взрослыми

Проявление самостоятельности в приобретении знаний, умений и навыков

Внутренний конфликт и конфликт с окружающими

Появление познавательной мотивации

Повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым

Желание быть не хуже, а лучше других

Страх одиночества

 

Родителям следует:

- Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов.

- Пересмотреть стиль воспитания ребенка. Придерживаться одного стиля воспитания всеми членами семьи.

- Не злоупотреблять своим бесконечным «нельзя», «не надо», препятствующими развитию детей.

- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками, чтобы он не чувствовал себя отверженным родителями.

- Что-то, требуя от ребенка, учитывайте его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

- Пытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

- Учить детей выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами, переводя физическую агрессию в вербальную, чтобы уменьшить нервно-психическое напряжение ребенка (можно даже разрешить закрыть дверь в комнате и кричать в ней, можно сочинить сказку, в которой появится возможность выплеснуть негативные эмоции, физическая нагрузка).

- Научите сочувствовать другим людям.

- Не оскорбляйте достоинства подростка грубыми словами.

- Помните, что низкая эмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей.

свернуть