8 клас

1 четверть «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

Л.Н. Толстой

Цель лектория: информирование законных представителей обучающихся о формировании у подростков мотивации к целеполаганию.

Задачи лектория: 

обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков;

вовлечь родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием «жизни» будущего подростка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
  2. Как направить подростков на постановку важных целей в их жизни?
  3. Как помочь подросткам преодолеть неудачи и разочарования в ситуации неуспешности?

Форма проведения: лекторий.

Ход лектория для законных представителей:

  1. Вступительное слово учителя:

Уважаемые родители, цель нашего лектория сегодня – сделать для себя вывод о том, как важно научить, правильно направить ребенка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка нравственно здоровой личностью, человеком, с твердыми жизненными целями. Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.

Жизненная цель заключается в том, что подросток четко знает, чего хочет, что для него представляет наибольший интерес и старается приложить все усилия для ее достижения. А помогать ребенку ставить перед собой какие-то определенные цели в жизни и стараться добиваться их нужно еще в детстве. Но если вы уже пропустили этот период, то отчаиваться не нужно, ведь начать никогда не поздно.

Сегодня для подростков изменился приоритет ценностей. Подростки считают приоритетными для себя цели, связанные с самоактуализацией, реализацией эстетических потребностей, потребностей в самоуважении и принадлежности к чему-то большему, чем личное «Я».

Возраст, в котором находятся ваши дети, таит свои опасности. Очень часто дети подвержены чужому влиянию, не могут сказать «нет» и поэтому попадают в неприятные ситуации.

Среди причин, которые толкают подростков на необдуманные поступки, можно назвать:

- психологические (моральная распущенность, духовная нищета, неуважение к закону, неумение анализировать последствия совершаемых действий, чувство безнаказанности);

- социальные (жилищные проблемы, низкий материальный достаток).

Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и несущественны.

Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться в жизни и не потерять себя.

Для того, чтобы ребенок не ошибся в своем выборе, вам нужно ему помочь разобраться в формировании его жизненных и учебных целей.

Семья и школа способны повлиять на формирование целей ребенка, но в сравнении со школой влияние семьи намного больше.

Если у ребенка нет цели, то и нет движения вперед. Поэтому все, что делается бесцельно, не дает ребенку никакого морального, умственного развития, а наоборот «разлагает» личность, способствует развитию вредных привычек, одним словом, тормозит весь процесс формирования взрослого ответственного за свои поступки человека.

Любое важное дело должно быть задано целью. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где подростки могут рассчитывать только на себя, и те, где им может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей, в том числе и родителей, учителей.

Вначале взрослые должны совместно с детьми ставить посильные цели, учить распределять свое время и силы. Если эта работа ведется систематически изо дня в день, то к старшим классам школы ребенок будет способен сам планировать свою жизнь. Это касается целей ближайшего развития: дня, недели, месяца.

Но ведь существуют и долгосрочные цели, поставленные на период от года до нескольких лет. Чтобы такие цели реализовались, от подростка требуется умение ставить и выполнять ежедневные цели, выполнение которых ведет к осуществлению главной цели.

Так какой же должны сделать для себя вывод родители? О том, как важно научить, направить ребенка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами. Ведь наличие жизненной цели у ребенка в «переходном возрасте» поможет, если не решить полностью, то хотя бы свести к минимуму конфликтные ситуации между ним и родителями, между подростком и его сверстниками.

При установлении жизненной цели для ребенка роль родителей очень велика, так как нельзя полагаться на то, что он уже взрослый и сам сможет решить свои проблемы. Если у ребенка есть увлечение, то нужно помочь ему разобраться в том, чего он хочет добиться в этой сфере. Ваша поддержка должна быть существенной и не стоит жалеть свое драгоценное время на это.

В «переходном возрасте» у подростка существует только два основных направления: на разрушение или на созидание. Оба эти направления одинаково сильны. От вашей внимательности и чуткости зависит то направление, которое выберет ваш ребенок, и которое будет руководить его дальнейшей жизнью. Этот выбор станет основой для формирования характера подростка и его мировоззрения.

Какие жизненные цели и ценности определяют мировоззренческие модели современных молодых людей?

Приоритетной ценностью подростков остается здоровье, занятия спортом. На втором месте – приобретение уверенности в будущем.

Нужно опасаться проявления в ребенке пренебрежительного отношения к учебе, знаниям, стремления к примитивному времяпрепровождению, преобладания материальных потребностей, то есть «вещизма». Все это приводит к проблемам в поведении, отсутствию мотивации, стремления и желания прилагать усилия по достижению желаемых целей и, как следствие, их отсутствие.

Уважаемые родители! В первой четверти я провела с учащимися нашего класса анонимное анкетирование (Приложение 2). Все восьмиклассники ответили на вопросы анкеты. По результатам анкетирования выявлено следующее: 86 % обучающихся имеют цель в жизни, и их родители знают про данную цель, а 14% обучающихся отметили отсутствие цели:

Вопрос

Положительный ответ

Отрицательный ответ

1.

Цель моей жизни – это …

12 обучающихся – 86 %

2 обучающихся – 14%

2.

Мои родители знают, что моя цель жизни – это …

12 обучающихся – 86 %

2 обучающихся – 14%

3.

Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно …

12 обучающихся – 86 %

2 обучающихся – 14%

4.

Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается …

12 обучающихся – 86 %

2 обучающихся – 14%

 

Если у Вас с вашим ребенком доверительные отношения (дружеские), то вы знаете о вашем ребенке очень многое. А если в ваших отношениях есть «дистанция», то еще все можно исправить, ведь начинать общение со своим ребенком никогда не поздно.

Завершая обсуждение данной темы, хочется перечислить признаки в поведении детей, у которых нет жизненной цели:

  • демонстративное нарушение школьной дисциплины;
  • курение и выпивка;
  • грубость по отношению к сверстникам и взрослым;
  • унижение маленьких и слабых;
  • ложь даже без причин;
  • доказательство своей правоты только с помощью силы;
  • разрисовывание стен;
  • порча школьного имущества;
  • прогулки на улице в течение долгого времени;
  • совершение других аморальных и противоправных поступков.

Основными причинами этого является: отсутствие контроля со стороны родителей, родительского авторитета. А также установление доверительных отношений, поддержки и взаимопонимания.

Важно знать! Уважаемые родители! Настало время серьезных разговоров с детьми о смысле их жизни, целях и способах достижения выбранной цели. Сделайте этот выбор вместе, пока его не сделал за наших детей кто-то другой!

Помните, что для активной жизни подростка и даже взрослого человека нужны стимулы, заставляющие достигать целей, двигаться вперед. Родители должны побуждать ребенка «захотеть» что-то сделать. Если у подростка богатый внутренний мир, его жизнь разносторонняя, то о стимулах можно не беспокоиться. Подростки сами могут ставить собственные цели и думать о средствах их достижения. Им свойственны: стремление к победе, активность, желание узнавать и совершенствовать себя. Мотивированные дети более успешны в учебе, причем получают от этого процесса удовлетворение и не думают о слове надо.

Если Вы решили, что настало время серьезных разговоров с детьми о смысле их жизни, целях и способах их достижения, сделайте это. На сегодняшний день необходимо рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п. Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, Интернете, содержащих «рецепты», которые помогут подросткам добиться успеха в жизни, быть счастливым.

Я, как классный руководитель, согласно результатам анкетирования, для себя сделала соответствующие выводы и особое внимание в своей работе уделяю тем учащимся, у которых нет цели. Для этого я провожу с обучающимися беседы, педагог-психолог и педагог социальный проводят консультации. Было проведено практическое занятие «Вперед, к цели!», в ходе которого ребята учились ставить цели, чтобы добиваться результатов легко и с удовольствием. На первом этапе мы разобрались с желаниями обучающихся и определились с «глобальной» мечтой, а потом стали распределять шаги-цели, которые помогут нам достичь желаемого. Совместно создали «Правила самовоспитания» (Приложение 3).

Уважаемые родители, помните, что искусство мудрого человека – это искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, при этом необходимо оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления.

Памятка для родителей.

Ваш ребенок взрослеет, поэтому вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

  1. Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
  2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
  3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
  4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
  5. Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
  6. Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
  7. Будьте сами примером ребенку [1, 168].

Список использованных источников:

  1. Дереклеева, Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы / Н.И. Дереклеева. – Москва : ВАКО, 2004. – 240 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Вопросы для обсуждения с родителями.

  1. Кем вы видите своего ребенка в будущем?
  2. Каким вы видите своего ребенка в будущем?
  3. Знакомы ли вы с его жизненными целями?
  4. Одобряете ли вы их?
  5. Как вы помогаете ему достигать жизненных целей?
  6. Что вам не нравится в его жизненных целях?
  7. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?
  8. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
  9. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
  10. Что делать, если ребенок разочаровался в стремлении к своей цели?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Анкета для учащихся «Мой жизненный выбор».

  1. Цель моей жизни – это …
  2. Мои родители знают, что моя цель жизни – это …
  3. Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно …
  4. Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается …
  5. Сегодня у меня пока не получается …
  6. Поддержкой в достижении моих жизненных целей является …
  7. Препятствием в достижении моих жизненных целей является …
  8. Для того, чтобы достичь цели, я должен …

9 .Для того, чтобы достичь цели, я не должен …

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Правила самовоспитания:

  1. Определи цель жизни: дальнюю, среднюю, ближнюю. Жизнь без цели – гибель души и разума.
  2. В борьбе добра и зла не может быть компромисса. Правда и справедливость не терпят уступок и сделок. Не уступай подлости, иначе погубишь в себе человека.
  3. Лучше трудно, но интересно, чем легко, но скучно. Трудность раскрывает в тебе новые качества.
  4. Никогда не говори, что сделано все. Плох тот день, после которого не осталось задач на завтрашний день.
  5. Больше отдашь – богаче будешь. Счастье человека не в том, чтобы брать, а в том, чтобы отдавать.
  6. Поменьше вини в своих неудачах кого-то другого, почаще себя.
  7. Приучи себя чаще говорить «надо», «должен», реже – «не хочу», «не буду».
згарнуць
падзяліцца ў: