Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне адукацыі Навагрудскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
Валеўская сярэдняя школа
Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.
Л.Н. Толстой
Цель лектория: информирование законных представителей обучающихся о формировании у подростков мотивации к целеполаганию.
Задачи лектория:
обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков;
вовлечь родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием «жизни» будущего подростка.
Вопросы для обсуждения:
Форма проведения: лекторий.
Ход лектория для законных представителей:
Уважаемые родители, цель нашего лектория сегодня – сделать для себя вывод о том, как важно научить, правильно направить ребенка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка нравственно здоровой личностью, человеком, с твердыми жизненными целями. Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.
Жизненная цель заключается в том, что подросток четко знает, чего хочет, что для него представляет наибольший интерес и старается приложить все усилия для ее достижения. А помогать ребенку ставить перед собой какие-то определенные цели в жизни и стараться добиваться их нужно еще в детстве. Но если вы уже пропустили этот период, то отчаиваться не нужно, ведь начать никогда не поздно.
Сегодня для подростков изменился приоритет ценностей. Подростки считают приоритетными для себя цели, связанные с самоактуализацией, реализацией эстетических потребностей, потребностей в самоуважении и принадлежности к чему-то большему, чем личное «Я».
Возраст, в котором находятся ваши дети, таит свои опасности. Очень часто дети подвержены чужому влиянию, не могут сказать «нет» и поэтому попадают в неприятные ситуации.
Среди причин, которые толкают подростков на необдуманные поступки, можно назвать:
- психологические (моральная распущенность, духовная нищета, неуважение к закону, неумение анализировать последствия совершаемых действий, чувство безнаказанности);
- социальные (жилищные проблемы, низкий материальный достаток).
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и несущественны.
Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться в жизни и не потерять себя.
Для того, чтобы ребенок не ошибся в своем выборе, вам нужно ему помочь разобраться в формировании его жизненных и учебных целей.
Семья и школа способны повлиять на формирование целей ребенка, но в сравнении со школой влияние семьи намного больше.
Если у ребенка нет цели, то и нет движения вперед. Поэтому все, что делается бесцельно, не дает ребенку никакого морального, умственного развития, а наоборот «разлагает» личность, способствует развитию вредных привычек, одним словом, тормозит весь процесс формирования взрослого ответственного за свои поступки человека.
Любое важное дело должно быть задано целью. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где подростки могут рассчитывать только на себя, и те, где им может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей, в том числе и родителей, учителей.
Вначале взрослые должны совместно с детьми ставить посильные цели, учить распределять свое время и силы. Если эта работа ведется систематически изо дня в день, то к старшим классам школы ребенок будет способен сам планировать свою жизнь. Это касается целей ближайшего развития: дня, недели, месяца.
Но ведь существуют и долгосрочные цели, поставленные на период от года до нескольких лет. Чтобы такие цели реализовались, от подростка требуется умение ставить и выполнять ежедневные цели, выполнение которых ведет к осуществлению главной цели.
Так какой же должны сделать для себя вывод родители? О том, как важно научить, направить ребенка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами. Ведь наличие жизненной цели у ребенка в «переходном возрасте» поможет, если не решить полностью, то хотя бы свести к минимуму конфликтные ситуации между ним и родителями, между подростком и его сверстниками.
При установлении жизненной цели для ребенка роль родителей очень велика, так как нельзя полагаться на то, что он уже взрослый и сам сможет решить свои проблемы. Если у ребенка есть увлечение, то нужно помочь ему разобраться в том, чего он хочет добиться в этой сфере. Ваша поддержка должна быть существенной и не стоит жалеть свое драгоценное время на это.
В «переходном возрасте» у подростка существует только два основных направления: на разрушение или на созидание. Оба эти направления одинаково сильны. От вашей внимательности и чуткости зависит то направление, которое выберет ваш ребенок, и которое будет руководить его дальнейшей жизнью. Этот выбор станет основой для формирования характера подростка и его мировоззрения.
Какие жизненные цели и ценности определяют мировоззренческие модели современных молодых людей?
Приоритетной ценностью подростков остается здоровье, занятия спортом. На втором месте – приобретение уверенности в будущем.
Нужно опасаться проявления в ребенке пренебрежительного отношения к учебе, знаниям, стремления к примитивному времяпрепровождению, преобладания материальных потребностей, то есть «вещизма». Все это приводит к проблемам в поведении, отсутствию мотивации, стремления и желания прилагать усилия по достижению желаемых целей и, как следствие, их отсутствие.
Уважаемые родители! В первой четверти я провела с учащимися нашего класса анонимное анкетирование (Приложение 2). Все восьмиклассники ответили на вопросы анкеты. По результатам анкетирования выявлено следующее: 86 % обучающихся имеют цель в жизни, и их родители знают про данную цель, а 14% обучающихся отметили отсутствие цели:
№ |
Вопрос |
Положительный ответ |
Отрицательный ответ |
1. |
Цель моей жизни – это … |
12 обучающихся – 86 % |
2 обучающихся – 14% |
2. |
Мои родители знают, что моя цель жизни – это … |
12 обучающихся – 86 % |
2 обучающихся – 14% |
3. |
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно … |
12 обучающихся – 86 % |
2 обучающихся – 14% |
4. |
Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается … |
12 обучающихся – 86 % |
2 обучающихся – 14% |
Если у Вас с вашим ребенком доверительные отношения (дружеские), то вы знаете о вашем ребенке очень многое. А если в ваших отношениях есть «дистанция», то еще все можно исправить, ведь начинать общение со своим ребенком никогда не поздно.
Завершая обсуждение данной темы, хочется перечислить признаки в поведении детей, у которых нет жизненной цели:
Основными причинами этого является: отсутствие контроля со стороны родителей, родительского авторитета. А также установление доверительных отношений, поддержки и взаимопонимания.
Важно знать! Уважаемые родители! Настало время серьезных разговоров с детьми о смысле их жизни, целях и способах достижения выбранной цели. Сделайте этот выбор вместе, пока его не сделал за наших детей кто-то другой!
Помните, что для активной жизни подростка и даже взрослого человека нужны стимулы, заставляющие достигать целей, двигаться вперед. Родители должны побуждать ребенка «захотеть» что-то сделать. Если у подростка богатый внутренний мир, его жизнь разносторонняя, то о стимулах можно не беспокоиться. Подростки сами могут ставить собственные цели и думать о средствах их достижения. Им свойственны: стремление к победе, активность, желание узнавать и совершенствовать себя. Мотивированные дети более успешны в учебе, причем получают от этого процесса удовлетворение и не думают о слове надо.
Если Вы решили, что настало время серьезных разговоров с детьми о смысле их жизни, целях и способах их достижения, сделайте это. На сегодняшний день необходимо рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п. Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, Интернете, содержащих «рецепты», которые помогут подросткам добиться успеха в жизни, быть счастливым.
Я, как классный руководитель, согласно результатам анкетирования, для себя сделала соответствующие выводы и особое внимание в своей работе уделяю тем учащимся, у которых нет цели. Для этого я провожу с обучающимися беседы, педагог-психолог и педагог социальный проводят консультации. Было проведено практическое занятие «Вперед, к цели!», в ходе которого ребята учились ставить цели, чтобы добиваться результатов легко и с удовольствием. На первом этапе мы разобрались с желаниями обучающихся и определились с «глобальной» мечтой, а потом стали распределять шаги-цели, которые помогут нам достичь желаемого. Совместно создали «Правила самовоспитания» (Приложение 3).
Уважаемые родители, помните, что искусство мудрого человека – это искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, при этом необходимо оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления.
Памятка для родителей.
Ваш ребенок взрослеет, поэтому вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Список использованных источников:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Вопросы для обсуждения с родителями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Анкета для учащихся «Мой жизненный выбор».
9 .Для того, чтобы достичь цели, я не должен …
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Правила самовоспитания: