Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне адукацыі Навагрудскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
Валеўская сярэдняя школа
Методические рекомендации по учету организационно-воспитательной работы в классном журнале в помощь классному руководителю учреждений общего среднего образования
Учёт часов ОВР отражает содержание работы классного руководителя с учащимися и его родителями.
Введение
В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 года №283, воспитательную работу с учащимися класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день) [1, стр.61].
При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. В журнал записываются наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности. Воспитательная работа, которая выходит за рамки установленного объема часов по тарификации, может фиксироваться в дневниках классного руководителя, или вестись в других формах учета, принятых в данном учреждении [2, стр.14].
Цель: совершенствование работы классных руководителей
Задачи: -развитие идеологической практики;
-повышение профессионального мастерства классных руководителей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧЕТУ ЧАСОВ ОРГАНИЗАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ
Заместитель директора по воспитательной работе:
Классный руководитель:
Для записи в классном журнале часов ОВР предлагаются следующие виды деятельности:
с учащимися и их родителями:
Пример:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.09 |
Индивидуальная беседа с учащимся Петровым И.И. |
0,5 |
13.09 |
Индивидуальная беседа с родителями Петровыми К.Н. и М.И. |
1 |
Справочно: Ф.И.О. ребенка и его родителя записывается в журнале с указанием темы беседы, а также накануне индивидуальной беседы с учащимся, родителями составляется рабочий план с кратким описанием темы, целей и содержанием беседы.
Справочно: Необходимо уделить внимание проведению бесед в соответствии с планом воспитательной работы. План может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний проводятся беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года следует рассказать о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.09 |
Беседа «О вреде курения» |
0,5 |
19.10 |
Викторина «Правила поведения на дороге» |
1 |
08.11 |
Тематическая встреча с ветераном Вов Гордеевым И.С. «Эти годы в памяти хранятся» |
1 |
01.12 |
Круглый стол «Здоровье как ценность» с представителем учреждения здравоохранения |
1 |
Справочно: Классный час проводится еженедельно по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц классное собрание по вопросам состояния дисциплины, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса учреждения образования.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.09 |
Классный час «О вреде курения»(открытый микрофон) |
1 |
Справочно: При заполнении классного журнала указывается дата проведения, тема информационного часа точно в соответствии с утвержденными руководством учреждения расписанием и тематикой, а также форма проведения и количество часов: 0,5 ч при продолжительности информационного часа 25-30 мин, 1 ч- при продолжительности информационного часа 45 мин.
Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.12 |
Информационный час «Важнейшие общественно-политические события уходящего года» (информ-дайджест) |
0,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
22.10 |
Тематический информационный час «Безопасные и полезные каникулы»(информация +) |
1 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.11 |
Изучение условий жизни и воспитания обучающихся (Ф.И.) |
1 |
Справочно: Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося
Дата |
Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего |
Условия жизни и воспитания обучающегося (удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов) |
|
|
В таблице указывается удовлетворенность условиями (если не замечено каких-либо поводов для тревоги или требующие дополнительного внимания (требуются кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания).
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
28.09 |
Родительское собрание по теме «Личность старшеклассника» |
1,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.12 |
Мониторинг уровня воспитанности за первое полугодие |
0,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Планирование работы с классом |
1 |
с учащимися:
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
09.05 |
Участие в шествии в рамках акции «Бессмертный полк» |
0,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
25.12 |
Экскурсия в Беловежскую пущу «По страничкам истории» |
1,5 |
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.09 |
Посещение кинотеатра, просмотр и обсуждение тематического фильма «Света нет» |
1,5 |
учащихся:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.09 |
Акция «Чистый двор» |
1 |
17.03 |
Республиканский субботник |
1,5 |
Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
23.10 |
Акция «Чистый класс» |
1 |
Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.
Примечание:
Проверка дневников, организация питания, посещение уроков у учителей-предметников, оформление документации в классном журнале и другие виды деятельности предусмотренные должностными обязанностями классного руководителя не фиксируются.
Запись в журнале должна совпадать с планированием воспитательной работы.
Не допускаются исправления, пометки.
Запись о количестве записанных организационно-воспитательных часах за неделю, месяц в журнале, не прописывается.
Запись об общешкольных мероприятиях в журнале не прописывается.
В начале и в конце учебного года делается запись о проведении праздника первого и последнего звонка.
Заместителю директора по воспитательной работе.
Заместитель директора по воспитательной работе на странице контроль за ведением классного журнала делает следующую запись:
Число и месяц |
Содержание контроля, замечания и предложения (при наличии) |
Подпись |
25.09 |
Учет организационно-воспитательных часов. Замечаний и предложений нет. |
|
10.12 |
Соответствие тематических классных часов с планированием. С 22.11 по 08.12 не проведен классный час «О профилактике ВИЧ-инфекции и СПИД». Организовать проведение классного часа до 16.12. |
|
19.12 |
Выполнено. (запись о выполнении пишет заместитель директора по воспитательной работе). |
|
Литература
Умей признавать свои ошибки (и уж тем более старайся не повторять их). Не бойся ошибок – на ошибках учатся.
Если увидел что-то, плохо сделанное детьми, подумай, в чем твоя ошибка.
Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве – тебе будет легче понять ребенка.
Старайся в любой ситуации представить себя на месте ребенка (нравится ли, что и как тебе говорит учитель; что ты чувствуешь при этом; каковы твои желания и отношение к нему).
Откажись от идей превосходства, желания залезть в душу ребенка и принуждать его к откровенности; умей выслушивать ребенка и ждать, пока он сам захочет рассказать тебе о своих проблемах и сокровенных тайнах.
Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.
Принимай ребенка таким, какой он есть со всеми его достоинствами и недостатками, ведь и ты не идеал. У каждого человека есть положительные качества, вот и делай на них ставку.
Всегда нужно найти то, за что похвалить.
Постарайся общаться и сотрудничать с детьми как можно больше (вместе оформить стенгазету, вместе принять решение и т.д.).
Не делай ничего за ребенка, а делай вместе с ним.
Будь готов понять интересы ребят, их взгляды, настроение, моду, кумиров и пр.
Жалок учитель, лишенный чувства юмора.
Умей выслушать и услышать каждый ответ ребенка.
Научись не приказывать, а просить, тогда ребенок все сделает.
Помни, человек сложен.
Не будь ханжой в острых и трудных вопросах детской жизни.
Научись все видеть и слышать и кое-что не замечать.
Не читай много нотаций – все равно не поможет.
Не всегда ищи виноватого.
Главное достоинство учителя – это чувство справедливости.
Не гонись за любовью детей, она сама тебя догонит.
Не играй в друзья с детьми, а будь им другом.
Поручай детям такие дела, в которых они видели бы результат своей деятельности.
Не выбирай себе любимчиков.
Чтобы иметь согласие – уважай разногласия.
Не нужно отыгрываться на детях, если у тебя плохое настроение.
Не убивай ребенка потоком знаний.
Если Вам кажется, что Вас не любят дети, то Вам правильно кажется.
Если Вы говорите, что у Вас ужасные дети, Вы правы: у Вас они не могут быть другими.
Циклограмма деятельности классного руководителя
ЕЖЕДНЕВНО
Контроль за:
• посещением занятий;
• внешним видом обучающихся;
• состоянием здоровья;
• выполнением правил внутришкольного распорядка учащимися;
Профилактика:
• опозданий;
• противоправного поведения;
• конфликтов.
Организация:
• дежурства учащихся в классном кабинете;
• питания учащихся;
• ученического самоуправления;
• индивидуальной работы с учащимися и их законными представителями.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО
Контроль за:
• ведением дневников;
• пропусками уроков.
Организация и проведение:
• информационного часа, классного часа, мероприятий ;
• работы с родителями;
• работы с учителями-предметниками, работающими в классе.
Анализ:
• успеваемости;
• уровня воспитанности;
• организации питания;
• выполнения правил поведения учащихся.
ЕЖЕМЕСЯЧНО
Посещение:
• уроков учителей-предметников в своем классе.
Собеседование с:
• педагогом-психологом;
• педагогом социальным;
• педагогом-организатором:
• учителями-предметниками.
Организация:
• заседаний родительского комитета класса;
• работы классного актива.
НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ЧЕТВЕРТЬ
Проводит:
• родительское собрание.
В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Оформляет:
• классный журнал;
• личные дела учащихся.
Участвует в работе:
• методического объединения классных руководителей;
• педагогического совета.
Анализирует:
• воспитательную работу;
• успеваемость;
• уровень воспитанности учащихся.
В КОНЦЕ ГОДА:
• анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся;
• собирает и представляет руководству школы статистическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).