Класнаму кіраўніку

Метадычныя рэкамендацыі па ўліку арганізацыйна-выхаваўчай работы ў класным журнале. У дапамогу класнаму кіраўніку.

Методические рекомендации по учету организационно-воспитательной работы в классном журнале  в помощь классному руководителю учреждений общего среднего образования

Учёт часов ОВР отражает содержание работы классного руководителя с учащимися и его родителями.

Введение

В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 года №283, воспитательную работу с учащимися класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день) [1, стр.61].

При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. В журнал записываются наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности. Воспитательная работа, которая выходит за рамки установленного объема часов по тарификации, может фиксироваться в дневниках классного руководителя, или вестись в других формах учета, принятых в данном учреждении [2, стр.14].

Цель: совершенствование работы классных руководителей

Задачи: -развитие идеологической практики;

               -повышение профессионального мастерства классных руководителей.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УЧЕТУ ЧАСОВ ОРГАНИЗАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • контролирует соответствие часов проведенной воспитательной работы и её запись в классном журнале;
  • количество записанных часов ОВР за месяц должно строго соответствовать тарификации.

Классный руководитель:

  • при документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности.

Для записи в классном журнале часов ОВР предлагаются следующие виды деятельности:

  1. Индивидуальная и групповая воспитательная работа

с учащимися и их родителями:

  • проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями записывается, как 0,5-1 час

Пример:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.09

Индивидуальная беседа с учащимся  Петровым И.И.

0,5

13.09

Индивидуальная беседа с родителями Петровыми К.Н. и М.И.

1

Справочно: Ф.И.О. ребенка и его родителя записывается в журнале с указанием темы беседы,  а также накануне индивидуальной беседы с учащимся, родителями составляется рабочий план с кратким описанием темы, целей и содержанием беседы. 

  • проведение  бесед, круглых столов, развлекательно-образовательных мероприятий  с классом по здоровому образу жизни, профилактике противоправного поведения учащихся, по безопасному поведению учащихся. Организация встреч с известными и знаменитыми людьми, диспутов – 0,5-1 часа;

Справочно: Необходимо уделить внимание проведению бесед в соответствии с планом воспитательной работы. План может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний проводятся беседы о профилактике  гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года следует рассказать о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке.

 В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.09

Беседа «О вреде курения»

0,5

19.10

Викторина «Правила поведения на дороге»

1

08.11

Тематическая встреча с ветераном Вов Гордеевым  И.С. «Эти годы в памяти хранятся»

1

01.12

Круглый стол «Здоровье как ценность» с представителем учреждения здравоохранения

1

 

  • проведение классных часов, собраний по текущим вопросам – 1 час;

Справочно: Классный час проводится еженедельно по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц классное собрание по вопросам состояния дисциплины, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса учреждения образования.

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.09

Классный час «О вреде курения»(открытый микрофон)

1

  • проведение информационных часов – 0,5 часа (обязательно указание темы, 1 раз в неделю);

Справочно: При заполнении классного журнала  указывается дата проведения, тема информационного часа точно в соответствии с утвержденными руководством учреждения расписанием и тематикой, а также форма проведения и количество часов: 0,5 ч при продолжительности информационного часа 25-30 мин, 1 ч- при продолжительности информационного часа 45 мин.

Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.12

Информационный час «Важнейшие общественно-политические события уходящего года» (информ-дайджест)

0,5

  • проведение тематического информационного  часа – 1 раз в месяц (обязательно указание темы);

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

22.10

Тематический информационный час «Безопасные и полезные каникулы»(информация +)

1

 

  •  изучение условий проживания  ребенка в семье – 1 час  (не более 2-х часов в месяц). Для 10-х -  в течение 1-й четверти, для 11-х  классов – в течение учебного года изучаются условия проживания ребенка в семье. При замене классного руководителя новому классному руководителю необходимо заново изучить  условия проживания в семье.

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.11

Изучение условий жизни и воспитания обучающихся (Ф.И.)

1

 Справочно: Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося

Дата

Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего

Условия жизни и воспитания обучающегося (удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов)

 

 

 

В таблице указывается удовлетворенность условиями (если не замечено каких-либо поводов для тревоги или требующие дополнительного внимания (требуются кратко указать, что могло вызвать тревогу  и требует  дальнейшего изучения или особого внимания).

  • проведение классных родительских собраний не реже 1 раза в четверть не более – 2 часов (указывается тематика)

          В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

28.09

Родительское собрание по теме  «Личность старшеклассника»

1,5

  • проведение мониторинга уровня воспитанности учащихся – 0,5 - 1 час (2 раза в год);

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.12

Мониторинг уровня воспитанности за первое полугодие

0,5

 

  • планирование  работы с классом – 1 час (2 раза в год).

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.02

Планирование работы с классом

1

  1. Организация культурно-массовой работы

с учащимися:

  • организация и проведение экскурсий в учреждения культуры (музеи, выставки и т.д.) – 1-1,5 часа (данные мероприятия должны быть организованы и проведены  непосредственно самим классным руководителем);
  • участие в шествиях, демонстрациях санкционированных и поддерживаемых органами исполнительной и распорядительной власти – 0,5 часа;

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

09.05

Участие в шествии в рамках акции «Бессмертный полк»

0,5

 

  • организация и проведение экскурсий, туристических походов,  поездок,   дискотек – не более 3-х часов за один раз (данные мероприятия должны быть организованы и проведены  непосредственно самим классным руководителем, либо являться общешкольным мероприятием);

В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

25.12

Экскурсия в Беловежскую пущу «По страничкам истории»

1,5

 

  • организация и проведение культпоходов в театры, кино, на концерты – 1,5 - 2 часа;

     В журнале делается следующая запись:

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.09

Посещение кинотеатра, просмотр и обсуждение тематического фильма «Света нет»

1,5

  1. Организация общественно-полезной деятельности

учащихся:

  • проведение субботников по озеленению и уборке школьной территории, организация посадки и уход за зелеными насаждениями на территории, прилегающей к зданию школы, закреплённой за классом – 1- 1,5 час (1 раз в четверть);

Дата

Содержание работы

Количество часов

15.09

Акция «Чистый двор»

1

17.03

Республиканский субботник

1,5

Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.

  • организация и проведение санитарной уборки класса – 1 час (1 раз в четверть).

Дата

Содержание работы

Количество часов

23.10

Акция «Чистый класс»

1

           Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.

Примечание:

Проверка дневников, организация питания, посещение уроков у учителей-предметников, оформление документации в классном журнале и другие виды деятельности предусмотренные должностными обязанностями классного руководителя не фиксируются.

Запись в журнале должна совпадать с планированием воспитательной работы.

Не допускаются исправления, пометки.

Запись о количестве записанных организационно-воспитательных часах  за неделю, месяц в журнале, не прописывается.

Запись об общешкольных мероприятиях  в журнале не прописывается.

В начале и в конце учебного года делается запись о проведении праздника первого и последнего звонка.

Заместителю директора по воспитательной работе.

Заместитель директора по воспитательной  работе на странице контроль за ведением классного журнала делает следующую запись:

Число и месяц

Содержание контроля, замечания и предложения (при наличии)

Подпись

25.09

Учет организационно-воспитательных часов. Замечаний и предложений нет.

 

10.12

Соответствие тематических классных часов с планированием.  С 22.11 по 08.12 не проведен классный час «О профилактике ВИЧ-инфекции и СПИД». Организовать проведение классного часа до 16.12.

 

19.12

Выполнено. (запись о выполнении пишет заместитель директора по воспитательной работе).

 

 

Литература

  1. Сборник нормативных документов «Рекомендации по организации деятельности классного руководителя», 2013. №17.1-80, стр.61
  2. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Планирование воспитательной работы в классе и её учёт» НГ № 4 - 41 от 20.03.2003 г.
  3. Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования». Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №6, 2012
згарнуць

Заповеди хорошего учителя и классного руководителя

Умей признавать свои ошибки (и уж тем более старайся не повторять их). Не бойся ошибок – на ошибках учатся.
Если увидел что-то, плохо сделанное детьми, подумай, в чем твоя ошибка.
Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве – тебе будет легче понять ребенка.
Старайся в любой ситуации представить себя на месте ребенка (нравится ли, что и как тебе говорит учитель; что ты чувствуешь при этом; каковы твои желания и отношение к нему).
Откажись от идей превосходства, желания залезть в душу ребенка и принуждать его к откровенности; умей выслушивать ребенка и ждать, пока он сам захочет рассказать тебе о своих проблемах и сокровенных тайнах.
Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.
Принимай ребенка таким, какой он есть со всеми его достоинствами и недостатками, ведь и ты не идеал. У каждого человека есть положительные качества, вот и делай на них ставку.
Всегда нужно найти то, за что похвалить.
Постарайся общаться и сотрудничать с детьми как можно больше (вместе оформить стенгазету, вместе принять решение и т.д.).
Не делай ничего за ребенка, а делай вместе с ним.
Будь готов понять интересы ребят, их взгляды, настроение, моду, кумиров и пр.
Жалок учитель, лишенный чувства юмора.
Умей выслушать и услышать каждый ответ ребенка.
Научись не приказывать, а просить, тогда ребенок все сделает.
Помни, человек сложен.
Не будь ханжой в острых и трудных вопросах детской жизни.
Научись все видеть и слышать и кое-что не замечать.
Не читай много нотаций – все равно не поможет.
Не всегда ищи виноватого.
Главное достоинство учителя – это чувство справедливости.
Не гонись за любовью детей, она сама тебя догонит.
Не играй в друзья с детьми, а будь им другом.
Поручай детям такие дела, в которых они видели бы результат своей деятельности.
Не выбирай себе любимчиков.
Чтобы иметь согласие – уважай разногласия.
Не нужно отыгрываться на детях, если у тебя плохое настроение.
Не убивай ребенка потоком знаний.
Если Вам кажется, что Вас не любят дети, то Вам правильно кажется.
Если Вы говорите, что у Вас ужасные дети, Вы правы: у Вас они не могут быть другими.


Циклограмма деятельности классного руководителя

ЕЖЕДНЕВНО

Контроль за:

• посещением занятий;

• внешним видом обучающихся;

• состоянием здоровья;

• выполнением правил внутришкольного распорядка учащимися;

Профилактика:

• опозданий;

• противоправного поведения;

• конфликтов.

Организация:

• дежурства учащихся в классном кабинете;

• питания учащихся;

• ученического самоуправления;

• индивидуальной работы с учащимися и их законными представителями.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

Контроль за:

• ведением дневников;

• пропусками уроков.

Организация и проведение:

• информационного часа, классного часа, мероприятий ;

• работы с родителями;

• работы с учителями-предметниками, работающими в классе.

Анализ:

• успеваемости;

• уровня воспитанности;

• организации питания;

• выполнения правил поведения учащихся.

ЕЖЕМЕСЯЧНО

Посещение:

• уроков учителей-предметников в своем классе.

Собеседование с:

• педагогом-психологом;

• педагогом социальным;

• педагогом-организатором:

• учителями-предметниками.

Организация:

• заседаний родительского комитета класса;

• работы классного актива.

НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ЧЕТВЕРТЬ

Проводит:

• родительское собрание.

В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Оформляет:

• классный журнал;

• личные дела учащихся.

Участвует в работе:

• методического объединения классных руководителей;

• педагогического совета.

Анализирует:

• воспитательную работу;

• успеваемость;

• уровень воспитанности учащихся.

В КОНЦЕ ГОДА:

• анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся;

• собирает и представляет руководству школы стати­стическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).

згарнуць
падзяліцца ў: