Віртуальныя экскурсіі
Мы прапануем Вам здзейсніць з намі віртуальнае падарожжа па цікавых маршрутах:
Дзяржаўны мемарыяльны комплекс Хатынь
Мемарыяльны комплекс Брэсцкая крэпасць-герой
Дзяржаўны музей гісторыі Вялікай Айчыннай вайны
Віртуальныя экскурсіі
Мы прапануем Вам здзейсніць з намі віртуальнае падарожжа па цікавых маршрутах:
Дзяржаўны мемарыяльны комплекс Хатынь
Мемарыяльны комплекс Брэсцкая крэпасць-герой
Дзяржаўны музей гісторыі Вялікай Айчыннай вайны
ПЛАН
действий по эффективному развитию образовательного туризма
в учреждениях образования Новогрудского района
№ п\п |
Мероприятие |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Организационные мероприятия |
|||
1. |
Организация взаимодействия учреждений образования с субъектами туристической индустрии, Гродненским областным центром туризма и краеведения, учреждениями социокультурной сферы в области образовательного туризма |
2020-2025
|
Управление образования, учреждения образования |
2. |
Изучение перечня рекомендуемых для посещения обучающимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов с учетом содержания учебных программ по учебным предметам |
2020 |
Учреждения образования |
3. |
Формирование реестра образовательных маршрутов Новогрудского района |
2020 |
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ |
4. |
Внедрение при организации образовательного процесса Дневника путешественника для обучающихся I, II, III ступени общего среднего образования |
2020 |
Учреждения образования |
5. |
Разработка Плана образовательных экскурсий, туристических походов на год с учетом сроков изучения разделов учебных программ, юбилейных и праздничных дат, возрастных особенностей учащихся, интересов и возможностей учащихся и их законных представителей |
Ежегодно |
Учреждения образования |
Мероприятия по кадровому обеспечению |
|||
6. |
Участие в семинарах, круглых столах, встречах по вопросам развития образовательного туризма |
2020-2025 |
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования |
7. |
Обобщение передового опыта работы по туристско-экскурсионной деятельности |
2023-2025 |
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования |
8. |
Повышение профессионального мастерства педагогических работников учреждений образования, осуществляющих туристско-краеведческую (экскурсионную) деятельность, в ГрОИРО, АПО |
2020-2025 |
Управление образования, учреждения образования |
9. |
Повышение квалификации педагогов дополнительного образования по туристско-краеведческому профилю |
2020-2025 |
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования |
Маркетинговые мероприятия |
|||
10. |
Участие в выставочных мероприятиях, форумах, международных проектах с целью популяризации образовательного туризма Новогрудского района |
2020-2025 |
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования |
11. |
Активизация работы музеев учреждений образования, использование инновационных форм и методов в их деятельности, посещение школьных музеев |
Постоянно |
Учреждения образования |
12. |
Размещение в СМИ, в сети Интернет рекламных мероприятий, направленных на продвижение и расширение возможностей образовательного туризма, создание соответствующих страниц на сайтах |
2020-2021 |
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования |
13. |
Разработка и издание туристического путеводителя экскурсионных маршрутов образовательной направленности |
2020 |
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ |
14. |
Привлечение учащихся к туристско-экскурсионной и экскурсионно-исследовательской деятельности через организацию участия в научно-практических конференциях, акциях, конкурсах, слетах юных экскурсоводов, краеведов и др. |
2020-2025 |
Учреждения образования |
15. |
Реализация Плана совместных мероприятий в части касающейся по реализации соглашения о сотрудничестве между городом Галич Иваново-Франковской области (Украина) и г.Новогрудок: онлайн-викторина «Страны, столицы, языки»; проект «Виртуальная школа»: разработка онлайн-уроков по изучению родного языка, мастер-классов по техникам изобразительного искусства, народных промыслов и танцев с целью углубленного изучения культур, обмена опытом, повышения педагогического мастерства педагогических работников |
2020-2023
2022-2023
ежегодно
|
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования
Учреждения образования
Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования
|
16. |
Участие в областном гражданско-патриотическом проекте «Маршруты Победы!» (создание информационного банка данных экскурсионных патриотических маршрутов Гродненской области) |
октябрь 2020 |
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования |
17. |
Участие в областном конкурсе туристических видеороликов «Маршрутами Белой Руси» (создание видео-картотеки маршрутов и туристических объектов) |
ноябрь 2020 |
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования |
18. |
Участие в областном этапе республиканской спартакиады в дисциплине «Спортивные туристические походы» (создание информационного банка данных спортивных туристических маршрутов) |
ноябрь 2020 |
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования |
19. |
Участие в областном туристско-экскурсионном интернет-проекте «Да суседзяў» (разработка экскурсионного буклета, брошюры, создание Google-карты достопримечательностей своего района) |
2020-2021 |
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования |
20. |
Участие в республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь» в номинации «Лучшая экскурсионная программа образовательного туризма» |
2020-2023 |
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования |
21. |
Освещение в средствах массовой информации деятельности педагогических коллективов учреждений образования по развитию образовательного туризма |
2020-2025 |
Учреждения образования |
22. |
Работа дистанционной площадки #СидимДома (направление деятельности: туризм и краеведение): запись мастер-классов спортивно-туристкой направленности, виртуальных экскурсий, музейных квестов в историко-краеведческом музее и др. |
каникулярный период |
Новогрудский районный ЦТДиМ |
Мероприятия по созданию новых туристических программ |
|||
23. |
Организация образовательных экскурсий для учащихся, направленных на ознакомление с культурным наследием и достижениями Новогрудского района |
2020-2022 |
Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования |
24. |
Обмен туристско-экскурсионными группами с регионами Российской Федерации и другими странами СНГ с целью установления взаимовыгодных контактов между молодежью дружественных стран |
2020-2025 |
Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования |
25. |
Разработка гуманитарных проектов, проектов трансграничного сотрудничества |
2020-2025 |
Управление образования, учреждения образования |
Мероприятия по подготовке и развитию инфраструктуры |
|||
26. |
Участие в инвестиционных форумах с целью презентации образовательного туризма Новогрудского района |
2020-2021 |
Управление образования, учреждения образования |
План мерапрыемстваў па рэалізацыі Пагаднення аб супрацоўніцтве
Методические рекомендации по организации туристско-экскурсионной работы с обучающимися
на 2019/2020 учебный год
В целях обеспечения безопасности и содержательного наполнения туристско-экскурсионных программ для обучающихся Министерство образования Республики Беларусь направляет информацию по организации туристско-экскурсионной деятельности с обучающимися учреждений образования.
В 2019/2020 учебном году, который проходит в нашей стране под знаком Года малой родины, необходимо активизировать проведение системной туристско-экскурсионной работы с обучающимися учреждений образования Республики Беларусь.
Министерство образования Республики Беларусь особое внимание уделяет содержательному наполнению экскурсионных программ для обучающихся. В настоящее время обновлен перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в ходе проведения учебных и факультативных занятий, воспитательных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (далее – Перечень маршрутов), которым необходимо руководствоваться при выборе экскурсионных маршрутов для обучающихся. Данный Перечень маршрутов размещен на интернет-сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – Республиканский центр) (rcеk.by), Национальном образовательном портале (аdu.by).
Кроме обзорных и тематических экскурсий по столице Республики Беларусь, областным центрам и объектам ЮНЕСКО, рекомендуется в Год малой родины уделить особое внимания региональным краеведческим экскурсиям по родному краю, местности, в которой живут школьники. Обращаем внимание, что при планировании маршрутов экскурсий необходимо учитывать возраст обучающихся.
При организации туров и экскурсий для обучающихся следует обращаться к заслуживающим доверие туроператорам и пользоваться услугами аттестованных экскурсоводов. На интернет-сайте Министерства спорта и туризма Республики Беларусь размещена разработанная Департаментом по туризму Памятка туристам, с которой рекомендуется ознакомиться перед обращением в туристические компании. Министерство образования Республики Беларусь напоминает, что при организации туристско-экскурсионной работы учреждениям образования рекомендовано обращаться за методической и организационной помощью в региональные учреждения дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля. В настоящее время на территории Республики Беларусь работает 41 учреждение дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля.
При организации туристско-экскурсионной работы с обучающимися следует учитывать, что алгоритм формирования и направления организованных групп, обучающихся для участия в туристских походах, турах и экскурсиях определен в письме Министерства образования Республики Беларусь от 19.11.2015 №21/6236/дс (размещен на интернет-сайте Республиканского центра rcеk.by).
Отмечаем, что для систематизации туристско-экскурсионной работы в2019/2020 учебном году введен Дневник путешественника для обучающихся учреждений образования республики.
Несмотря на достаточно высокий уровень организации, экскурсионно-исследовательская деятельность детей сосредоточена преимущественно в населенном пункте либо микрорайоне проживания обучающихся. Кроме того, неоднократны случаи посещения учащимися одних и тех же объектов на протяжении ряда учебных лет. Это привело к необходимости расширения и упорядочения туристско-экскурсионной работы в учреждениях образования, обусловило разработку Дневника путешественника.
Дневник путешественника направлен на активизацию экскурсионно-исследовательской работы обучающихся учреждений образования, совершенствование форм организации исследовательской работы обучающихся в области краеведения, углубление знаний обучающихся по истории, культуре, географии, природному и духовному наследию родного края.
Дневник путешественника предназначен для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси. В его основу заложен разработанный Перечень маршрутов, однако предусмотрены поля для фиксирования иных краеведческих объектов.
Для подтверждения посещения объектов учащимся необходимо обеспечить документальное свидетельство нахождения на объекте: фотография на фоне достопримечательности, билет в местный музей и другое. При отсутствии возможности заполнения графы «Отметка о посещении» непосредственно на объекте (печать на территории посещаемого объекта, например, в учреждениях культуры) классный руководитель на основании документального свидетельства нахождения учащегося на объекте может поставить подпись в данной графе.
Экскурсионные объекты можно посещать как в составе организованных групп, так и самостоятельно: с родителями, с друзьями, с одноклассниками. Чтобы путешествие состоялось и было максимально удачным, оно должно быть подготовленным. Рекомендуем перед каждой экскурсионной поездкой подготовить информацию о точном местонахождении экскурсионных объектов и ближайших пунктах питания, владеть информацией о транспортном обслуживании населенных пунктов, соблюдать правила дорожного движения и тщательно продумывать каждое путешествие.
При организации туристско-экскурсионной деятельности обучающихся необходимо уделять особое внимание обеспечению безопасности. Обращаем внимание на неукоснительное соблюдение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2015 года №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (в редакции Указа № 420 от 12 октября 2015 г.), постановления Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях»; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1087 «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров» и др.
Для проверки знаний обучающихся после организованного посещения объектов области и республики, рекомендуем классным руководителям (учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования) проводить итоговые мероприятия интерактивного характера. (Например, конкурс краеведов – увлекательные задания, решение которых требует «личного знакомства» с тем или иным экскурсионным объектом, реальной экскурсии по исследуемой территории, использования собственных исследовательских навыков, смекалки и креативности и др.)
Учреждениям образования целесообразно разработать план образовательных экскурсий, туристских походов на год, учитывая сроки изучения разделов учебных программ, юбилейные и праздничные даты, возрастные особенности учащихся, интересы и возможности учащихся и их законных представителей, и включить его в годовой план воспитательной и идеологической работы учреждения образования.
Классным руководителям при проведении родительских собраний следует акцентировать внимание на привитие у детей интереса к познанию окружающего мира, его истории, культуры, традиций; на классных и информационных часах обращать внимание детей на ценность и важность знания истории, культуры и географии своего региона и своей страны.
Обращаем внимание, что в 2019/2020 учебном году с целью массового вовлечения обучающихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях Беларуси, развитие детского и молодежного экскурсионного туризма, создание имиджа регионов как привлекательного культурно-познавательного, туристско-экскурсионного объекта проводится конкурс «Нататкі юнага вандроўніка».
В рамках конкурса обучающимися под руководством классных руководителей будут созданы культурно-познавательные, эколого- и туристско-экскурсионные маршруты с включением в маршруты музеев учреждений образования (информация о музеях представлена в сборниках: «Музеи боевой славы учреждений образования» (2015 г.), «Краеведческие музеи учреждений образования» (2017 г.), «Народные музеи учреждений образования Республики Беларусь» (2019 г.), в справочнике «Музеі ўстаноў адукацыі Рэспублікі Беларусь»), а также будут разработаны и созданы маршруты с использованием экскурсионных объектов, рекомендуемых Министерством образования для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий. Данные маршруты разрабатываются после посещения экскурсионных объектов и внесения их в Дневник путешественника. Обучающимся необходимо будет создать отчетный материал о прохождении маршрута (фото, видео, записи встреч на маршруте, зарисовки и т.д.), который будет демонстрироваться через страницу проекта в социальной сети «Вконтакте».
Для анализа включенности учащихся в экскурсионно-исследовательскую деятельность классные руководители раз в четверть проверяют его заполнение. Рекомендуем администрации учреждений образования по итогам учебного года отмечать грамотой либо дипломом наиболее активных участников экскурсионно-исследовательской деятельности, а также находить другие способы стимулирования экскурсионно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся, выявленных на основании Дневников путешественника.
Методические рекомендации по использованию
Дневника путешественника
Важным дополнением активизации и упорядочения туристско-экскурсионной работы c обучающимися учреждений образования Республики Беларусь является внедрение в образовательный процесс Дневника путешественника (далее – Дневник).
Дневник путешественника – это своеобразный документ для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси, который на протяжении обучения будет помогать обучающимся изучать свою родину.
В основу Дневника заложен разработанный Министерством образования Республики Беларусь перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения каждым обучающимся.
Дневник предназначен для обучающихся 1-4 классов и 5-11 классов учреждений общего среднего образования.
Обучающиеся индивидуально (в сопровождении законных представителей несовершеннолетнего) или в составе экскурсионных групп участвуют в экскурсиях/походах, фиксируют в Дневнике посещенные объекты историко-культурного и природного наследия нашей страны.
В Дневнике, предназначенном для обучающихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, фиксирование осуществляется на протяжении всего периода обучения и по мере участия обучающихся в экскурсиях/походах.
Дневник, предназначенный для обучающихся 1-4 классов, может использоваться на протяжении всего периода начального образования или использоваться на протяжении учебного года, в зависимости от активности участия обучающихся в экскурсиях/походах.
Дневник ведется одним обучающимся, передача заполнения другому лицу запрещается.
Макеты Дневника находятся на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/ Туристско-экскурсионная работа.
Содержательное наполнение, эстетический вид Дневника зависит от правильного заполнения граф таблиц, выполнения всех его заданий, ведения заметок и др.
Все записи Дневника должны вестись четко, аккуратно, шариковой ручкой с синим стержнем, текст должен быть разборчивым, без орфографических и пунктуационных ошибок.
Обучающимся 1-4 классов необходимо на титульной странице указать фамилию, имя, класс, год заполнения.
В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:
«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);
«Маршрут экскурсии/похода» – указать посещенные населенные пункты и в скобках объект, который посетили в данном населенном пункте;
«Количество объектов» – обозначается численное количество посещенных объектов (обращаем внимание, что при посещении комплекса достопримечательностей, указывается один объект, например, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»);
«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого обучающимися.
«Для заметок» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.
В конце Дневника обучающийся подсчитывает самостоятельно или при помощи законных представителей несовершеннолетнего, классного руководителя количество маршрутов и объектов, посещенных за год. После подсчета маршрутов и объектов, а также проверки Дневника, классный руководитель ставит подпись.
Обучающимся 5-11 классов необходимо на титульной странице указать наименование учреждения образования, приклеить свою фотографию, указать фамилию, имя, класс. Далее – ознакомиться с внутренним содержанием Дневника: информацией об областях и г. Минске, памятниках ЮНЕСКО в Беларуси и др.
В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:
«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);
«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого учащимися.
«Для заметок/Мои впечатления» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте, делают пометки и комментарии и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.
По мере посещения объектов в конце Дневника на разворотах «Моя Беларусь», «Моя столица» обучающиеся выполняют задания: отмечают и подписывают посещенные объекты на карте.
Перед тем, как приступить к работе с картой (нанесение посещенных объектов и надписей), необходимо продумать ее до конца: рассчитать, где написать название, сделать значок объекта; при заполнении карты не запрещается пользоваться цветными карандашами и др.
В макетах Дневника для всех ступеней образования имеются таблицы «Дополнительные маршруты», «Дополнительные экскурсии/походы». Данные таблицы заполняются в случае, если по каким-либо причинам экскурсии/походы не вошли в основные таблицы для заполнения.
Если обучающимся не предоставляется возможности поставить штамп в графу «Отметка о посещении», то на основании подтверждающих документов (входной билет, фотография на фоне достопримечательности и др.) классный руководитель может поставить подпись в графе. Также, если на экскурсии присутствует весь класс и одному из обучающихся класса поставили данную отметку, классный руководитель имеет право всем остальным обучающимся на основании данной отметки поставить подпись в графе. Отметкой о прохождении маршрута похода может быть печать учреждения образования.
В ходе посещения объектов обучающиеся делают фотографии на фоне объектов, что является подтверждением посещения экскурсии/похода. Фотографии должны иметь описание: дата, название объекта, местность. В «заметках» обязательно делаются ссылки на фотографии.
Обращаем внимание, что в целях активизации туристско-экскурсионной работы с обучающимися, поощрения участников экскурсий/походов и на основании Дневника путешественника проводится республиканский конкурс «Нататкі юнага вандроўніка» (далее – конкурс). С условиями конкурса можно ознакомиться на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/ Краеведение. В рамках данного конкурса будут определены победители и призеры в каждой номинации («Гісторыя адной вандроўкі», «Замалёўка вандроўцы») и возрастной категории по сумме баллов оценки Дневника и творческой работы. Победители и призеры конкурса награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь и сертификатами на экскурсионно-образовательную программу «Минск – столица Беларуси».
Рекомендуем учреждениям образования по итогам года выявлять наиболее активных участников экскурсий/походов на основании Дневника путешественника соответствие с показателями.
Показатели оценки Дневника путешественника:
- полнота заполнения таблиц (по экскурсиям/походам, которые совершили обучающиеся);
- выполненные задания (для учащихся 5-11 классов, размещенные в конце Дневника);
- отметки о посещении экскурсионных объектов;
- ссылки на фотографии;
- заметки, сделанные во время экскурсий/походов (разворот Дневника «Для заметок/мои впечатления»).
Телефоны для справок: 8 017 237 29 82, 237 25 76.
Отдел туристско-экскурсионной работы