Экскурсійная дзейнасць

Каталогі экскурсійных праграм

План па развіццю адукацыйнага турызму

ПЛАН

действий по эффективному развитию образовательного туризма

в учреждениях образования Новогрудского района

№ п\п

Мероприятие

Срок исполнения

Ответственные исполнители

Организационные мероприятия

1.

Организация взаимодействия учреждений образования с субъектами туристической индустрии, Гродненским областным центром туризма и краеведения, учреждениями социокультурной сферы в области образовательного туризма

2020-2025

 

Управление образования, учреждения образования

2.

Изучение перечня рекомендуемых для посещения обучающимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов с учетом содержания учебных программ по учебным предметам

2020

Учреждения образования

3.

Формирование реестра образовательных маршрутов Новогрудского района

2020

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ

4.

Внедрение при организации образовательного процесса Дневника путешественника для обучающихся I, II, III ступени общего среднего образования

2020

Учреждения образования

5.

Разработка Плана образовательных экскурсий, туристических походов на год с учетом сроков изучения разделов учебных программ, юбилейных и праздничных дат, возрастных особенностей учащихся, интересов и возможностей учащихся и их законных представителей

Ежегодно

Учреждения образования

Мероприятия по кадровому обеспечению

6.

Участие в семинарах, круглых столах, встречах по вопросам развития образовательного туризма

2020-2025

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

7.

Обобщение передового опыта работы по туристско-экскурсионной деятельности

2023-2025

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

8.

Повышение профессионального мастерства педагогических работников учреждений образования, осуществляющих туристско-краеведческую (экскурсионную) деятельность, в ГрОИРО, АПО

2020-2025

Управление образования, учреждения образования

9.

Повышение квалификации педагогов дополнительного образования по туристско-краеведческому профилю

2020-2025

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

Маркетинговые мероприятия

10.

Участие в выставочных мероприятиях, форумах, международных проектах с целью популяризации образовательного туризма Новогрудского района

2020-2025

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

11.

Активизация работы музеев учреждений образования, использование инновационных форм и методов в их деятельности, посещение школьных музеев

Постоянно

Учреждения образования

12.

Размещение в СМИ, в сети Интернет рекламных мероприятий, направленных на продвижение и расширение возможностей образовательного туризма, создание соответствующих страниц на сайтах

2020-2021

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

13.

Разработка и издание туристического  путеводителя экскурсионных маршрутов образовательной направленности

2020

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ

14.

Привлечение учащихся к туристско-экскурсионной и экскурсионно-исследовательской деятельности через организацию участия в научно-практических конференциях, акциях, конкурсах, слетах юных экскурсоводов, краеведов и др.

2020-2025

Учреждения образования

15.

Реализация Плана совместных мероприятий в части касающейся по реализации соглашения о сотрудничестве между городом Галич Иваново-Франковской области (Украина) и г.Новогрудок:

     онлайн-викторина «Страны, столицы, языки»;

     проект «Виртуальная школа»: разработка онлайн-уроков по изучению родного языка, мастер-классов по техникам изобразительного искусства, народных промыслов и танцев с целью углубленного изучения культур, обмена опытом, повышения педагогического мастерства педагогических работников

2020-2023

 

 

 

 

2022-2023

 

ежегодно

 

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

 

 

 

Учреждения образования

 

Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

 

16.

Участие в областном  гражданско-патриотическом проекте «Маршруты Победы!»  (создание информационного банка данных экскурсионных патриотических маршрутов Гродненской области)

октябрь 2020

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

17.

Участие в областном  конкурсе туристических видеороликов «Маршрутами Белой Руси»  (создание видео-картотеки маршрутов и туристических объектов)

ноябрь 2020

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

18.

Участие в областном этапе республиканской  спартакиады в дисциплине «Спортивные туристические походы»  (создание информационного банка данных спортивных туристических маршрутов)

ноябрь 2020

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

19.

Участие в областном туристско-экскурсионном интернет-проекте «Да суседзяў»  (разработка экскурсионного буклета, брошюры, создание Google-карты достопримечательностей своего района)

2020-2021

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

20.

Участие в республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь» в номинации «Лучшая экскурсионная программа образовательного туризма»

2020-2023

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

21.

Освещение в средствах массовой информации деятельности педагогических коллективов учреждений образования по развитию образовательного туризма

2020-2025

Учреждения образования

22.

Работа дистанционной площадки #СидимДома (направление деятельности: туризм и краеведение): запись мастер-классов спортивно-туристкой направленности, виртуальных экскурсий, музейных квестов в историко-краеведческом музее и др.

каникулярный период

Новогрудский районный ЦТДиМ

Мероприятия по созданию новых туристических программ

23.

Организация образовательных экскурсий для учащихся, направленных на ознакомление с культурным наследием и достижениями Новогрудского района

2020-2022

Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

24.

Обмен туристско-экскурсионными группами с регионами Российской Федерации и другими странами СНГ с целью установления взаимовыгодных контактов между молодежью дружественных стран

2020-2025

Управление образования, Новогрудский районный ЦТДиМ, учреждения образования

25.

Разработка гуманитарных проектов, проектов трансграничного сотрудничества

2020-2025

Управление образования, учреждения образования

Мероприятия по подготовке и развитию инфраструктуры

26.

Участие в инвестиционных форумах с целью презентации образовательного туризма Новогрудского района

2020-2021

Управление образования, учреждения образования

План мерапрыемстваў па рэалізацыі Пагаднення аб супрацоўніцтве

свернуть

Метадычныя рэкамендацыі па арганізацыі экскурсійна-адукацыйнай дзейнасці вучняў

Методические рекомендации по организации туристско-экскурсионной работы с обучающимися

на 2019/2020 учебный год

В целях обеспечения безопасности и содержательного наполнения туристско-экскурсионных программ для обучающихся Министерство образования Республики Беларусь направляет информацию по организации туристско-экскурсионной деятельности с обучающимися учреждений образования.

В 2019/2020 учебном году, который проходит в нашей стране под знаком Года малой родины, необходимо активизировать проведение системной туристско-экскурсионной работы с обучающимися учреждений образования Республики Беларусь.

Министерство образования Республики Беларусь особое внимание уделяет содержательному наполнению экскурсионных программ для обучающихся. В настоящее время обновлен перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в ходе проведения учебных и факультативных занятий, воспитательных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (далее – Перечень маршрутов), которым необходимо руководствоваться при выборе экскурсионных маршрутов для обучающихся. Данный Перечень маршрутов размещен на интернет-сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – Республиканский центр) (rcеk.by), Национальном образовательном портале (аdu.by).

Кроме обзорных и тематических экскурсий по столице Республики Беларусь, областным центрам и объектам ЮНЕСКО, рекомендуется в Год малой родины уделить особое внимания региональным краеведческим экскурсиям по родному краю, местности, в которой живут школьники. Обращаем внимание, что при планировании маршрутов экскурсий необходимо учитывать возраст обучающихся.

При организации туров и экскурсий для обучающихся следует обращаться к заслуживающим доверие туроператорам и пользоваться услугами аттестованных экскурсоводов. На интернет-сайте Министерства спорта и туризма Республики Беларусь размещена разработанная Департаментом по туризму Памятка туристам, с которой рекомендуется ознакомиться перед обращением в туристические компании. Министерство образования Республики Беларусь напоминает, что при организации туристско-экскурсионной работы учреждениям образования рекомендовано обращаться за методической и организационной помощью в региональные учреждения дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля. В настоящее время на территории Республики Беларусь работает 41 учреждение дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля.

При организации туристско-экскурсионной работы с обучающимися следует учитывать, что алгоритм формирования и направления организованных групп, обучающихся для участия в туристских походах, турах и экскурсиях определен в письме Министерства образования Республики Беларусь от 19.11.2015 №21/6236/дс (размещен на интернет-сайте Республиканского центра rcеk.by).

Отмечаем, что для систематизации туристско-экскурсионной работы в2019/2020 учебном году введен Дневник путешественника для обучающихся учреждений образования республики.

Несмотря на достаточно высокий уровень организации, экскурсионно-исследовательская деятельность детей сосредоточена преимущественно в населенном пункте либо микрорайоне проживания обучающихся. Кроме того, неоднократны случаи посещения учащимися одних и тех же объектов на протяжении ряда учебных лет. Это привело к необходимости расширения и упорядочения туристско-экскурсионной работы в учреждениях образования, обусловило разработку Дневника путешественника.

Дневник путешественника направлен на активизацию экскурсионно-исследовательской работы обучающихся учреждений образования, совершенствование форм организации исследовательской работы обучающихся в области краеведения, углубление знаний обучающихся по истории, культуре, географии, природному и духовному наследию родного края.

Дневник путешественника предназначен для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси. В его основу заложен разработанный Перечень маршрутов, однако предусмотрены поля для фиксирования иных краеведческих объектов.

Для подтверждения посещения объектов учащимся необходимо обеспечить документальное свидетельство нахождения на объекте: фотография на фоне достопримечательности, билет в местный музей и другое. При отсутствии возможности заполнения графы «Отметка о посещении» непосредственно на объекте (печать на территории посещаемого объекта, например, в учреждениях культуры) классный руководитель на основании документального свидетельства нахождения учащегося на объекте может поставить подпись в данной графе.

Экскурсионные объекты можно посещать как в составе организованных групп, так и самостоятельно: с родителями, с друзьями, с одноклассниками. Чтобы путешествие состоялось и было максимально удачным, оно должно быть подготовленным. Рекомендуем перед каждой экскурсионной поездкой подготовить информацию о точном местонахождении экскурсионных объектов и ближайших пунктах питания, владеть информацией о транспортном обслуживании населенных пунктов, соблюдать правила дорожного движения и тщательно продумывать каждое путешествие.

При организации туристско-экскурсионной деятельности обучающихся необходимо уделять особое внимание обеспечению безопасности. Обращаем внимание на неукоснительное соблюдение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2015 года №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (в редакции Указа № 420 от 12 октября 2015 г.), постановления Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях»; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1087 «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров» и др.

Для проверки знаний обучающихся после организованного посещения объектов области и республики, рекомендуем классным руководителям (учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования) проводить итоговые мероприятия интерактивного характера. (Например, конкурс краеведов – увлекательные задания, решение которых требует «личного знакомства» с тем или иным экскурсионным объектом, реальной экскурсии по исследуемой территории, использования собственных исследовательских навыков, смекалки и креативности и др.)

Учреждениям образования целесообразно разработать план образовательных экскурсий, туристских походов на год, учитывая сроки изучения разделов учебных программ, юбилейные и праздничные даты, возрастные особенности учащихся, интересы и возможности учащихся и их законных представителей, и включить его в годовой план воспитательной и идеологической работы учреждения образования.

Классным руководителям при проведении родительских собраний следует акцентировать внимание на привитие у детей интереса к познанию окружающего мира, его истории, культуры, традиций; на классных и информационных часах обращать внимание детей на ценность и важность знания истории, культуры и географии своего региона и своей страны.

Обращаем внимание, что в 2019/2020 учебном году с целью массового вовлечения обучающихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях Беларуси, развитие детского и молодежного экскурсионного туризма, создание имиджа регионов как привлекательного культурно-познавательного, туристско-экскурсионного объекта проводится конкурс «Нататкі юнага вандроўніка».

В рамках конкурса обучающимися под руководством классных руководителей будут созданы культурно-познавательные, эколого- и туристско-экскурсионные маршруты с включением в маршруты музеев учреждений образования (информация о музеях представлена в сборниках: «Музеи боевой славы учреждений образования» (2015 г.), «Краеведческие музеи учреждений образования» (2017 г.), «Народные музеи учреждений образования Республики Беларусь» (2019 г.), в справочнике «Музеі ўстаноў адукацыі Рэспублікі Беларусь»), а также будут разработаны и созданы маршруты с использованием экскурсионных объектов, рекомендуемых Министерством образования для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий. Данные маршруты разрабатываются после посещения экскурсионных объектов и внесения их в Дневник путешественника. Обучающимся необходимо будет создать отчетный материал о прохождении маршрута (фото, видео, записи встреч на маршруте, зарисовки и т.д.), который будет демонстрироваться через страницу проекта в социальной сети «Вконтакте».

Для анализа включенности учащихся в экскурсионно-исследовательскую деятельность классные руководители раз в четверть проверяют его заполнение. Рекомендуем администрации учреждений образования по итогам учебного года отмечать грамотой либо дипломом наиболее активных участников экскурсионно-исследовательской деятельности, а также находить другие способы стимулирования экскурсионно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся, выявленных на основании Дневников путешественника.

 

Методические рекомендации по использованию

Дневника путешественника

 

Важным дополнением активизации и упорядочения туристско-экскурсионной работы c обучающимися учреждений образования Республики Беларусь является внедрение в образовательный процесс Дневника путешественника (далее – Дневник).

Дневник путешественника – это своеобразный документ для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси, который на протяжении обучения будет помогать обучающимся изучать свою родину.

В основу Дневника заложен разработанный Министерством образования Республики Беларусь перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения каждым обучающимся.

Дневник предназначен для обучающихся 1-4 классов и 5-11 классов учреждений общего среднего образования.

Обучающиеся индивидуально (в сопровождении законных представителей несовершеннолетнего) или в составе экскурсионных групп участвуют в экскурсиях/походах, фиксируют в Дневнике посещенные объекты историко-культурного и природного наследия нашей страны.

В Дневнике, предназначенном для обучающихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, фиксирование осуществляется на протяжении всего периода обучения и по мере участия обучающихся в экскурсиях/походах.

Дневник, предназначенный для обучающихся 1-4 классов, может использоваться на протяжении всего периода начального образования или использоваться на протяжении учебного года, в зависимости от активности участия обучающихся в экскурсиях/походах.

Дневник ведется одним обучающимся, передача заполнения другому лицу запрещается.

Макеты Дневника находятся на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/ Туристско-экскурсионная работа.

Содержательное наполнение, эстетический вид Дневника зависит от правильного заполнения граф таблиц, выполнения всех его заданий, ведения заметок и др.

Все записи Дневника должны вестись четко, аккуратно, шариковой ручкой с синим стержнем, текст должен быть разборчивым, без орфографических и пунктуационных ошибок.

Обучающимся 1-4 классов необходимо на титульной странице указать фамилию, имя, класс, год заполнения.

В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:

«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);

«Маршрут экскурсии/похода» – указать посещенные населенные пункты и в скобках объект, который посетили в данном населенном пункте;

«Количество объектов» – обозначается численное количество посещенных объектов (обращаем внимание, что при посещении комплекса достопримечательностей, указывается один объект, например, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»);

«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого обучающимися.

«Для заметок» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.

В конце Дневника обучающийся подсчитывает самостоятельно или при помощи законных представителей несовершеннолетнего, классного руководителя количество маршрутов и объектов, посещенных за год. После подсчета маршрутов и объектов, а также проверки Дневника, классный руководитель ставит подпись.

Обучающимся 5-11 классов необходимо на титульной странице указать наименование учреждения образования, приклеить свою фотографию, указать фамилию, имя, класс. Далее – ознакомиться с внутренним содержанием Дневника: информацией об областях и г. Минске, памятниках ЮНЕСКО в Беларуси и др.

В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:

«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);

«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого учащимися.

«Для заметок/Мои впечатления» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте, делают пометки и комментарии и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.

По мере посещения объектов в конце Дневника на разворотах «Моя Беларусь», «Моя столица» обучающиеся выполняют задания: отмечают и подписывают посещенные объекты на карте.

Перед тем, как приступить к работе с картой (нанесение посещенных объектов и надписей), необходимо продумать ее до конца: рассчитать, где написать название, сделать значок объекта; при заполнении карты не запрещается пользоваться цветными карандашами и др.

В макетах Дневника для всех ступеней образования имеются таблицы «Дополнительные маршруты», «Дополнительные экскурсии/походы». Данные таблицы заполняются в случае, если по каким-либо причинам экскурсии/походы не вошли в основные таблицы для заполнения.

Если обучающимся не предоставляется возможности поставить штамп в графу «Отметка о посещении», то на основании подтверждающих документов (входной билет, фотография на фоне достопримечательности и др.) классный руководитель может поставить подпись в графе. Также, если на экскурсии присутствует весь класс и одному из обучающихся класса поставили данную отметку, классный руководитель имеет право всем остальным обучающимся на основании данной отметки поставить подпись в графе. Отметкой о прохождении маршрута похода может быть печать учреждения образования.

В ходе посещения объектов обучающиеся делают фотографии на фоне объектов, что является подтверждением посещения экскурсии/похода. Фотографии должны иметь описание: дата, название объекта, местность. В «заметках» обязательно делаются ссылки на фотографии.

Обращаем внимание, что в целях активизации туристско-экскурсионной работы с обучающимися, поощрения участников экскурсий/походов и на основании Дневника путешественника проводится республиканский конкурс «Нататкі юнага вандроўніка» (далее – конкурс). С условиями конкурса можно ознакомиться на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/ Краеведение. В рамках данного конкурса будут определены победители и призеры в каждой номинации («Гісторыя адной вандроўкі», «Замалёўка вандроўцы») и возрастной категории по сумме баллов оценки Дневника и творческой работы. Победители и призеры конкурса награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь и сертификатами на экскурсионно-образовательную программу «Минск – столица Беларуси».

Рекомендуем учреждениям образования по итогам года выявлять наиболее активных участников экскурсий/походов на основании Дневника путешественника соответствие с показателями.

Показатели оценки Дневника путешественника:

- полнота заполнения таблиц (по экскурсиям/походам, которые совершили обучающиеся);

- выполненные задания (для учащихся 5-11 классов, размещенные в конце Дневника);

- отметки о посещении экскурсионных объектов;

- ссылки на фотографии;

- заметки, сделанные во время экскурсий/походов (разворот Дневника «Для заметок/мои впечатления»).

 

Телефоны для справок: 8 017 237 29 82, 237 25 76.

 

 

 

Отдел туристско-экскурсионной работы

свернуть