Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне адукацыі Навагрудскага райвыканкама
Дзяржаўная установа адукацыі
Валеўская сярэдняя школа
Одной из актуальных проблем современности становится поиск ответов на вопросы, которые ставит сама жизнь. Вопрос о том, как уберечь мир от экологической катастрофы назрел давно.
Актуальность ГУО «Валевский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа» находится в 2 км от озера Свитязь, практически на границе Республиканского ландшафтного заказника «Свитязянский». В данном учреждении в 1955 году открыт Народный историко-краеведческий музей, в отделе природы которого представлена флора и фауна Новогрудского района, Республиканского ландшафтного заказника «Свитязянский» и озера Свитязь. Также на территории учреждения расположен один из старейших в Республике Беларусь парк-дендрарий, который заложен в 1960 году. Парк, помимо декоративной, имеет как воспитательную, так и образовательную функцию. Это научная лаборатория, идеальное место для проведения опытов школьниками по изучению влияния рекреационной нагрузки, устойчивости биоценозов парка и проецирования результатов на экологическую систему заказника «Свитязянский», показывая её уязвимость. В рамках реализации проекта парк-дендрарий будет расширен и обустроен. Будут оборудованы несколько ботанических и экспериментальных площадок, разработаны интерактивные образовательные программы и театрализованные представления
Гипотеза проекта. Мы предполагаем,если каждый человек с детства научится беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.
Цель проекта: создание музейно-паркового комплекса с использованием народного историко-краеведческого музея учреждения образования, созданного в 1955 году, школьного парка-дендрария, заложенного в 1960 году для проведения интерактивных экскурсий и образовательных программ, театрализованных экологических постановок для детей разного возраста, построенных на научной основе и экспериментировании.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Повысить образовательный и воспитательный потенциал экотуристических продуктов парка-дендрария учреждения образования, заказника «Свитязянский» для формирования экологической культуры у учащихся школ Новогрудского и прилегающих районов.
2. Разработать образовательные интерактивные программы для детей старшего дошкольного возраста, для учащихся 1-11 классов.
3. Разработать сценарии театрализованных праздников и образовательных экскурсий в парке-дендрарии и народном историко-краеведческом музее.
4. Обустроить парк дендрарий новыми ботаническими и экспериментальными площадками.
5. Проводить интерактивные учебные занятия эколого-биологической направленности, для учащихся и воспитанников учреждений образования района.
6. Разработать блог «Школьного лесничества».
7. Создать видео-блог Клуба Хранителей природных ландшафтов и проводить интерактивные экскурсии онлайн.
Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:
Участники проекта: актив Клуба хранителей природнях ландшафтов учащиеся (4-9 классы), учащиеся 1-9 классов
Длительность проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта: 2020 – 2025 год
Территория реализации проекта: Новогрудский район, аг.Валевка.
Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентировании внимания на проблемеэкологии родного края,но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.
Описание проекта
Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений:
· Организационные мероприятия;
· Эколого-просветительские мероприятия;
· Практические природоохранные мероприятия;
· Исследовательская работа;
· Участие в районных, городских конкурсах.
Распределение обязанностей среди участников проекта:
· Журналисты - беседы с населением, учащимися;
· Фотокорреспонденты - сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта;
· Сценаристы - подбор, составление плана работы;
· Художники - выпуск плакатов, листовок;
· Рабочие (все) - уборка территории от мусора.
Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.
План работы над проектом:
I. Подготовительный этап
Обсуждение актуальности темы проекта, обсуждение проблемы. Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы;
II. Информационный этап
· Сбор информации по теме, анализ литературы.
· Составление экологического календаря.
· Экологические экскурсии по парку-дендрарий.
· Проведение опроса по знанию сохранения флоры и фауны.
· Проведение конкурса на лучшую агитационную листовку, «Благоустроим школьную территорию», «Благоустроим парк-дендрарий», конкурс рисунков по экологии.
· Разработка и проведение мероприятия для учащихся и родителей.
· Оформление фотовыставки.
III. Практический этап
Уборка школьной территории, посадка деревьев и кустарниковв парке-дендрарий, участие в акциях совместно со «Свитязянским лесничествам», изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб, обустройство ботанических и экспериментальных площадок).
IV. Заключительный этап
Подведение итогов работы над проектом на общешкольной линейке «Лестница успеха», награждение лучших.
Ожидаемые результаты:
- Расширение и обустройство парка-дендрария (пополнение парка новыми деревьями и кустарниками, установка табличек (названий растений, описания, фото, оснащённых QR-кодом), установка скамеек и информационных стендов, оборудование экспериментальных и ботанических площадок).
- Создание методических разработок интерактивных учебных занятий эколого-биологической направленности, построенных на научной основе для учащихся школ района, воспитанников дошкольных учреждений с использованием образовательных маршрутов,экспериментальных площадок.
- Разработка образовательных маршрутов в парке дендрарии, заказнике «Свитязянский».
- Изготовление информационных материалов, памяток о рациональном использовании природных ресурсов, которые доступны местному сообществу, детям учреждений образования Новогрудского, Кореличского и Дятловского районов в СМИ, не менее чем 20 общественных местах (учреждения образования и культуры, в объектах торговли и оказания услуг, в туристических объектах и пр.).
- Повышение доступности информации о состоянии экосистемы заказника и парка-дендрария посредством функционирования сайта Клуба хранителей природных ландшафтов.
- Изучение запросов детских и ученических коллективов, педагогов учреждений образования на проведение интерактивных образовательных программ.
- Проведение интерактивных учебных занятий эколого-биологической направленности, для учащихся и воспитанников учреждений образования района (не менее 12 классов и 5 дошкольных групп)
- Проведение встреч, конференций семинаров, мастер-классов для педагогов Новогрудского и близлежащих районов по трансляции опыта проведения интерактивных образовательных программ эколого-биологической направленности.
Освещение работы школы по экологическому направлению:
· Сайт школы ГУО «Валевский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»;
· Публикация в СМИ;
· Участие в конкурсах;
№ п/п |
Название мероприятия |
Целе-вая групп-па |
Сроки выполнения |
Ответст-венные |
Отметка о выпол-нении |
1 |
Изучение литературы по теме |
- |
январь-февраль 2020 |
Шапель Е.А, Федосюк О.А. |
выполнено |
2 |
Разработка проекта модернизации парка-дендрария |
- |
январь-февраль 2020 |
Шапель Е.А, Федосюк О.А. |
выполнено |
3 |
Функционирование Клуба хранителей природных ландшафтов. |
- |
постоянно |
Шапель Е.А, Федосюк О.А. |
выполнено |
4 |
Разработка проекта экскурсионной деятельности в парке-дендрарии. |
- |
февраль-март 2020 |
Шапель Е.А, Федосюк О.А. |
выполнено |
5 |
Информирование местного населения, жителей Новогрудского района о биологическом разнообразии флоры и фауны нашей местности, о деятельности Клуба посредством СМИ |
- |
постоянно |
Шапель Е.А. |
выполнено |
6 |
Установка табличек с названиями деревьев и кустарников парка-дендрария с QR-кодами |
- |
март-апрель 2020 |
Шапель Е.А. |
выполнено |
7 |
Оборудование ботанической площадки «Лесная аптека |
- |
май-июнь 2020 |
Шапель Е.А, Федосюк О.А. |
выполнено |
8 |
Расширение и обустройство парка-дендрария. Посадка новых деревьев и кустарников. |
- |
апрель-май 2020 |
Федосюк О.А. |
выполнено |
9 |
Установка в парке скамеек и оборудование фотозон |
- |
апрель-июнь 2020 |
Федосюк А.В. ШапельЕ.А.Федосюк О.А. |
выполнено |
10 |
Создание методических разработок интерактивных учебных занятий эколого-биологической направленности с использованием образовательных маршру-тов, экспериментальных площадок. |
- |
апрель-июнь 2020 |
ШапельЕ.А.Федосюк О.А. |
выполнено |
11 |
Разработка образовательных маршрутов в парке дендрарии, заказнике "Свитязянский". |
- |
апрель-август 2020 |
Федосюк О.А. |
выполнено |
12 |
Изготовление информаци-онных материалов природо-ориентированного содержания, которые доступны местному сообществу, детям учреждений образования, размещение их в общественных местах. |
- |
постоянно |
Шапель Е.А. Федосюк О.А. |
выполнено |
13 |
Повышение доступности информации о состоянии экосистемы заказника и дендропарка посредством функционирования сайта Клуба хранителей природных ландшафтов. |
- |
постоянно |
Шапель Е.А. |
выполнено |
14 |
Функционирование экспериментальной площадки «Мусор-беда всей планеты», проведение интерактивных экскурсий |
- |
май-сентябрь 2020 |
ШапельЕ.А.Федосюк О.А. |
выполнено |
15. |
Функционирование бота-нической площадки «Лесная аптека», проведение интерактивных экскурсий |
|
август-сентябрь 2020 |
ШапельЕ.А.Федосюк О.А. |
выполнено |
План работы в рамках реализации проекта на 2021 год
№ п/п |
Название мероприятия |
Целе-ваягруп-па |
Сроки выполнения |
Ответст-венные |
1 |
Функционирование Клуба хранителей природных ландшафтов. |
- |
постоянно |
Шапель Е.А, Федосюк О.А., учащиеся 9 кл |
2 |
Установка информационного стенда на поляне птиц |
- |
апрель 2021 |
Шапель Е.А, Федосюк О.А., уч. 9-10 кл. |
3 |
Установка табличек с названием деревьев и кустарников парка-дендрария |
- |
апрель-июнь 2021 |
Шапель Е.А., Федосюк О.А., уч.7-8 кл. |
4 |
Оборудование интерактивной площадки «Беличья роща» |
- |
июнь 2021 |
Шапель Е.А, Федосюк О.А., уч 9-10 кл. |
5 |
Установка информационного стенда на интерактивной площадке «Беличья роща» |
- |
июнь 2021 |
Шапель Е.А, Федосюк О.А., уч 9-10 кл. |
6 |
Информирование местного населения, жителей Новогруд-ского района о биологическом разнообразии флоры и фауны нашей местности, о деятельности Клуба посредством СМИ |
- |
постоянно |
Шапель Е.А.Федосюк О.А., уч.5-9 кл |
7 |
Разработка интерактивных экскурсий и образовательных программ для детей разного возраста |
- |
июнь 2021 |
Шапель Е.А, Федосюк О.А. |
8 |
Проведение интерактивных экскурсий и образовательных программ для детей разного возраста с использованием экспериментальных, ботанических интерактивных площадок парка-дендрария |
Старш.дошк, уч. 1-9 классов |
май-сентябрь 2021 |
Шапель Е.А, Федосюк О.А., члены Клуба |
9 |
Расширениеассортимента растений на ботанической площадке «Лесная аптека», дооборудование площадки |
- |
май-июнь 2021 |
Шапель Е.А, Федосюк О.А., уч.9-10 кл. |
10 |
Расширение и обустройство парка-дендрария. Посадка новых деревьев и кустарников. |
- |
апрель-май 2021 |
Федосюк О.А., уч 9-10 кл |
11 |
Разработка театрализованных представлений эколого-биологической направленности |
- |
апрель-май 2021 |
Шапель Е.А., члены Клуба |
12 |
Организация театрализованных постановок эколого-биологи-ческой направленности в парке-дендрарии и Свитязянском заказнике |
Старш.дошк, уч. 1-9 классов |
май-сентябрь 2021 |
Шапель Е.А, уч 4-10 кл |
13 |
Установка в парке скамеек и оборудование фотозон, прокладка дорожек |
- |
май-сентябрь 2021 |
Федосюк А.В. Шапель Е.А, Федосюк О.А., члены Клуба |
14 |
Разработка новых образовательных маршрутов в парке дендрарии, заказнике "Свитязянский". |
- |
апрель-сентябрь 2021 |
Федосюк О.А. |
15 |
Изготовление указателей, ориентирующих посетителей на посещение определённых объектов парка. |
- |
апрель-сентябрь 2021 |
ФедосюкО.А. Шапель Е.А, члены клуба |
16 |
Запись видеосюжетов, репортажей эколого-биологической направленности
|
- |
апрель-сентябрь 2021 |
ФедосюкО.А. Шапель Е.А, члены клуба |
17 |
Функционирование оздоровительного лагеря экологической направленности «ЭСТ» (экологическое Свитязянское телевидение) |
Учащ-ся 1-5кл. |
7-30 июня 2021 |
Шапель Е.А, Федосюк О.А., |
18 |
Создание музея леса |
- |
апрель-сентябрь 2021 |
Шапель Е.А, Федосюк О.А., Федосюк А.В. члены Клуба, уч. 7-9кл. |
19 |
Оборудование стенда «Лес в разрезе» со спилами разных пород деревьев |
- |
август 2021 |
Шапель Е.А, Федосюк О.А., Федосюк А.В. члены Клуба, |
20 |
Проведение научно-исследова-тельской деятельности в парке-дендрарии, заказнике "Свитязянский" |
- |
постоянно |
Федосюк О.А., Члены НОУ |
21 |
Оформление коллекции гербарного материала абориген-ных и интродуци-рованных пород деревьев и кустарников, травянистых растений. |
- |
апрель-октябрь 2021 |
ФедосюкО.А. Шапель Е.А, члены клуба |
22 |
Проведение экскурсий, образовательных программ для учащихся школ Новогрудского района |
Учащ 1-9 кл |
май-сентябрь 2021 |
ФедосюкО.А. Шапель Е.А, члены клуба |
Заключение
Экологическое образование и воспитание дошкольников и школьников – приоритетное направление в общеобразовательных учреждениях с целью формирования экологической культуры. Теоретические основы формирования экологической культуры достаточно разработаны и описаны в научной и методической литературе. Для систематизации работы по формированию экологической культуры необходима программа экологического образования и воспитания детей, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
Вопрос обустройства и эстетического оформления пришкольной территории и территории прилегающей к ней остается актуальным. Осуществляя данный проект участники приобретают практические и теоретические навыки по природоохранной деятельности, созданию красоты, получают новые знания в области экологии, активно развивают креативное мышление. При творческой и созидательной работе на пришкольной территории прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни на Земле. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность школьника, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Поэтому нашей целью стала разработка данной программы проекта позволяющей полнее реализовать возможности формирования экологической культуры школьников.
Проект дает ответы на решение вопросов экологического воспитания учащихся и является кладезем полезных материалов для работников учреждений образования. Данный проект развивает чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, патриотизм, а жителям и гостям приносит радость и пользу.