Рэкамендацыі педагогам

Рекомендации педагогам в случае выявления насилия над ребёнком

 

3 основные задачи, стоящие перед педагогом в случае выявления фактов сексуального насилия над ребенком:

1. Помочь ребенку, оказать ему поддержку.

2. Сообщить в соответствующие органы и учреждения согласно Алгоритму информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетнего, утвержденного министерством образования Республики Беларусь от 07.02.2018 № 05-01-07/1121/дс.

3. Предупредить повторение насилия, создать в школе доброжелательную атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.

 

Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам

 о насилии:

 

ü  Отнеситесь к тому, что рассказал Вам ребенок серьезно.

ü  Сохраняйте спокойствие.

ü  Успокойте и подбодрите ребенка. Дайте понять, что Вы ни в чем не обвиняете ребенка («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).

ü  Дайте ребенку выговориться.

ü  Не давите на ребенка. Попытайтесь узнать подробности. Внимательно отнеситесь к словам ребенка. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.

ü  Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно во время беседы.

ü  Пользуйтесь теми же словами, что использует в речи ребенок. Не делайте замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.

ü  Повторите ребенку еще раз то, что Вы верите тому, что он рассказал.

ü  Не обещайте никому не рассказывать об услышанном.

ü  Скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь.

ü  Будьте честны. Объясните ему, что конкретно Вы собираетесь делать дальше. («Мне надо сказать (психологу, педагогу социальному, милиционеру) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности».). Нужно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

ü  Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

ü  После окончания разговора сделайте подробную запись.

 

Чего не стоит делать

 

ü  Не старайтесь преуменьшить значение того, что случилось. Всякое сексуальное насилие имеет последствия, даже если это случилось лишь однажды или никогда не заходило дальше «баловства».

ü  Не предполагайте, что жертва насилия «сама виновата». Ничто не может служить оправданием для насилия.

ü  Не ищите оправданий для насильника.

ü  Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было.

ü  Не реагируйте с ужасом, высказывая очевидный шок и отвращение. Сократите высказывания оценочного или осуждающего характера.

ü  Не переносите свои чувства на жертву.

 

Причины умалчивания ребенком фактов сексуального насилия

 

ü  Недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны («Он сделает мне только хуже»).

ü  Отчаяние («Мне никто не поверит»).

ü  Низкая самооценка («Если со мной это происходит, значит я это заслужил»).

ü  Чувство вины.

ü  Чувство стыда.

ü  Отрицание.

ü  Страх, так как ребенок верит в угрозы лица, совершившего насилие.

ü  Привязанность и любовь к насильнику.

ü  Ребенок чувствует себя не жервтой, а ответственным за случившееся («Он не виноват, что я такая красивая»).

ü  Ребенок, воспитанный в уважении к взрослым, боится навлечь неприятности на насильника, который попросил его держать произошедшее в тайне.

ü  Ребенку трудно описать то, что с ним произошло.

ü  Ему трудно отличить незаконное сексуальное поведение от проявления любви.

ü  Ребенку трудно отстоять свою правоту в ситуации, когда взрослый ему не верит, поэтому через какое-то время он (она) может отказаться от своих слов.

ü  Табу со стороны взрослых на произнесение «плохих» вещей.

ü  Запрет со стороны взрослых на разглашение того, что происходит дома.

ü  Опасение того, что окружающие станут к нему хуже относиться.

ü  Опасение огорчить родителя, не совершавшего насилие.

ü  Страх возможности развода родителей.

 

Следует обратить внимание на наличие у взрослого следующих проявлений в поведении:

 

ü  Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка, нежелание внести ясность в произошедшее.

ü  Отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка.

ü  Бездействие или позднее обращение за помощью в случае травм ребенка или обращение за помощью лишь по инициативе посторонних людей.

ü  Неадекватная реакция родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.

ü  Эмоциональная холодность в общении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов, эмоциональной поддержки ребенку.

ü  Рассказы о том, как их самих наказывали в детстве.

ü  Негативная характеристика ребенка, перекладывание на него ответственности за собственные неудачи, отождествление ребенка с нелюбимым родственником.

ü  Обвинение в случившемся самого ребенка.

ü  Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера.

ü  Алкогольная или наркотическая зависимость.

 

 

                                          Гродненский областной СПЦ

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ»

       Первые уроки жизни ребенок получает дома, в семье. Что он чувствует, когда его бьют, унижают самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, безысходность, вину и стыд, одиночество и бессилие. Постоянно испытывая на себе агрессию взрослых, дети постепенно приходят к мысли о допустимости насилия, о его безнаказанности. И, в конце концов, из жертвы сами превращаются в агрессора.

            Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл:

  • Физического
  • Словесного
  • Эмоционального
  • Духовного
  • Экономического оскорбления

С целью:

  • Контроля
  • Запугивания
  • Внушения чувства страха.

Причины жестокого обращения с детьми:

-безработица или низкая материальная обеспеченность;

-алкоголизм одного или обоих родителей

-одиночество или распавшийся брак;

-слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,

-физическое или психическое переутомление;

-незрелость родителей;

-эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

-отсутствие привязанности к ребенку;

-чрезмерная требовательность;

-рождение другого ребенка;

-большое количество детей.

Признаки, свойственные жертвам физического насилия:

  • Постоянные, частые или появляющиеся время от времени специфические повреждения: свежие или заживающие отпечатки пальцев, ремня; синяки, ссадины; кровоизлияния в глазное яблоко, шатающиеся зубы, участки облысения;
  • В младшем школьном возрасте типичны замкнутость, стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы (особенно с плохой отметкой в дневнике), отсутствие друзей, заискивающее, угодливое поведение;
  • В подростковом возрасте – побеги из дома, отклоняющееся поведение (криминальное или антиобщественное), употребление алкоголя или наркотиков, агрессивность, суицидные угрозы.

Признаки, свойственные жертвам эмоционального насилия:

  • Постоянная подавленность, грусть, неуверенность в себе;
  • Наличие таких соматических проявлений, как ожирение или потеря веса, аллергические патологии, кожные сыпи, нервные тики;
  • Беспокойство, тревожность;
  • Агрессивность либо, наоборот, чрезмерная уступчивость. Угодливость, заискивание;
  • Склонность к уединению;
  • Плохая успеваемость;
  • Неумение контактировать с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • Нарушение аппетита;
  • Суицидальные угрозы и попытки самоубийства.

Действия в случае выявления жестокого обращения

                           Классный руководитель:

  • Сообщение специалистам службы и администрации школы о выявленном случае жестокого обращения.
  • Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.
  • Оказание моральной поддержки ребенку

            Необходимо убедить родителей, что:

  • насилие не дает преимущества ни одной стороне и ведет к развалу семьи;
  • любовь к родителям важнее страха перед ними;
  • насилие – приобретенный способ поведения, его можно и нужно изменить.

Профилактика суицидального поведения у подростков.

Памятка для педагогов

Советы педагогу, работающему с суицидальным ребенком:

  • Не впадайте в замешательство и не выглядите шокированным.
  • Не пытайтесь преуменьшить боль, переживаемую другим. Высказывания типа: «Нет причин лишать себя жизни из-за этого» лишь показывают человеку, что вы его не понимаете.
  • Не пытайтесь улучшить и исправить состояние ребенка. Ему больно, и важно показать, что вы это понимаете.
  • Принимайте проблемы человека серьезно, говорите о них открыто и откровенно, оценивайте их значимость с точки зрения этого человека, а не со своей собственной или общепринятой.
  • Не говорите: «Подумай, скольким людям гораздо хуже, чем тебе, ты должен быть благодарен судьбе за все, что имеешь!» Эти слова не решат проблемы, а усугубят у человека чувство вины, поэтому они могут принести только вред.
  • Никогда не обещайте держать план суицида в секрете.

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно тольколюбовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

 

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

 

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

 

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»